ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ - Урок 2 - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ - Урок 2 - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

I. Орфографическая работа.

Поглощая влагу, не оплатив счетов, взгромоздившись на верх ели, обглодав кору дерева, благословив сына, внезапно распрямившись, обнажив корни, придавая форму, постоянно раздражаясь, пребывая в состоянии умиротворения, изобразив слева на картине, не развеяв сомнений, ничуть не жалея о потраченном времени, воплощая замысел, отражаясь в воде преспокойного озера, явно преувеличивая, претерпев лишения.

— Строение каких словосочетаний соответствует схемам:


II. Проверка домашнего задания.


III. Тренировочные упражнения.

1. Выберите из пар словосочетаний фразеологические обороты, объясните их значение, составьте с ними и запишите предложения. Определите синтаксическую роль фразеологических оборотов в записанных предложениях. В чем их пунктуационная особенность?

Положа зубы на полку — положив книги на стол, повеся нос — повесив пальто, скрепя сердце — скрепив бумаги.

— Употребляются ли деепричастия, входящие в состав данных фразеологизмов, в современном русском языке?

2. Вставьте в предложения деепричастия или деепричастные обороты перед или после союза и. Запишите полученные предложения, графически объяснив постановку знаков препинания.

1) Взошло веселое зимнее солнце и зажгло янтарным светом снега. 2) Подул ветер и поднял пыль по дороге. 3) Листья падали с деревьев и ложились на землю.

3. Запишите предложения, объяснив графически постановку знаков препинания; определите вид обстоятельства (образа действия, времени и пр.). В 2—3 предложениях устно произведите синонимическую замену деепричастных оборотов.

1) Вдали, сливаясь с небом, громоздились льды. (И. Соколов-Микитов.) 2) Медведи продолжали идти гуськом, не прибавляя шагу и не изменяя направления своего пути. (И. Соколов-Микитов.) 3) Черно-лиловые тучи ползли на запад, задевая вершины гор. (Г. Федосеев.) 4) Река, вымотавшись за день, присмирела и отдаленным шепотом перекатов напоминала о своем бурном нраве. (Г. Федосеев.) 5) Костер по-праздничному играет пламенем, ярко освещая стоянку и отбрасывая в глубину леса трепещущие тени старых лиственниц. (Г. Федосеев.) 6) Лай чуть слышался и, все дальше удаляясь, терялся в глубине лощины. (Г. Федосеев.) 7) Звери остановились и, повернув к нам головы, замерли на месте. (Г. Федосеев.) 8) Мальчики шли полем, громко переговариваясь, но, войдя в лес, притихли.


Домашнее задание: упр. 327.