ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: формирование умений: 1) правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; 2) составлять схемы предложений с однородными членами; 3) различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом.


I. Проверочная работа с выборочным ответом.

Цель работы: проверка умения различать однородные и неоднородные определения. (Материалы размножены по числу учащихся в классе. Восьмиклассники, не записывая предложений, выписывают на отдельном листочке номера предложений с однородными определениями. Знаки препинания в предложениях не проставлены.)

I вариант

1. Он легко справлялся с трудными математическими задачами.

2. Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.

3. Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

4. Темные плотно стоящие ели отражались в воде.

5. По каменной белой ограде разросся плющ.

6. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.

7. Вечернее бледное море лежало спокойно.

8. Снова потянулись длинные однообразные дни.

9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами.

10. День стоял туманный безветренный.


II вариант

1. На поляне росли большие красные маки.

2. Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.

3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.

4. Свежий морской ветер принес прохладу.

5. Шел тяжелый затяжной дождь.

6. Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.

7. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.

8. Летние московские вечера бесконечны.

9. Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.

10. По темной пыльной дороге бежала собака.

Контрольный листок: I вариант: 3, 4, 6, 8, 10.

II вариант: 2, 3, 5, 6, 10.


II. Знакомство с новым материалом.

1. Упр. 271 (устно).

Составляются схемы 1-го и 5-го предложений. Делается вывод о том, что союз — средство синтаксической связи членов предложения и частей сложного предложения.

2. Учащиеся читают таблицу на с. 120—121 и самостоятельно заполняют в тетрадях схему.


image21


3. Запись предложений, их анализ (составление схем предложений обязательно).

1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул. (М. Лермонтов.) [0, 0 и 0]. 2) И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой. (А. Пушкин.) [и 0, и 0]. 3) Щеки румяны, и полны, и смуглы. [0, и 0, и 0]. 4) На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. (Ф. Тютчев.) [0 и 0, 0 и 0].

4. Задание: продолжить предложения так, чтобы союз и соединял однородные сказуемые и части сложного предложения, составить схемы получившихся предложений.

1) Солнце встает из-за туч и ... . 2) Шумит по-весеннему вода и ... . 3) Вся окрестность вдруг изменяется и ... . 4) Солнце стоит высоко над головой и ... .

5. Анализ записанных предложений; составление схем.

1) Ни смех, ни говор твой веселый не прогоняли темных дум. (Н. Некрасов.) 2) Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые. (А. Пушкин.) 3) Звезды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом. (В. Арсеньев.) 4) Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далекие горы. (А. Гончаров.) 5) Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллей. (А. Чехов.) 6) Мал золотник, да дорог. Умен и пригож, да на дело не гож. Голова завита, да не делом занята. (Пословицы.) 7) У самого родника росли не только дубы, но и ели. 8) Им приходилось как землю рыть, так и камни обтесывать.


Домашнее задание: правило на с. 120—121; упр. 272; составить схемы предложений; выписать в ученический словарь слова из рамочек § 26, 27, запомнить их написание.