ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ. СТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Уроки Русского языка в 8 классе

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ. СТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель урока: формирование умений: 1) осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; предложение как средство выражения мысли, чувств, переживания и пр.; 2) употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации.


I. Выборочная проверка домашнего задания.


II. Тест.

Цель: проверка степени усвоения материала предшествующих уроков (время проведения 5—7 минут).

I вариант

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

A. медведь заревел

Б. заревел неистово

B. заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

2. Найдите словосочетание по его грамматическому значению — «действие и его признак».

A. спуститься с горы

Б. бег трусцой

B. легко преодолеть

Г. ходить по лесу

3. Дайте правильные ответы.

Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

A. наречиями

Б. существительными

B. прилагательными

Г. деепричастиями

Д. причастиями

Е. порядковыми числительными

4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ответ (в значении «ответ на уроке»)?

А. краткий

Б. короткий

В. мимолетный

Г. непродолжительный

5. Найдите ошибки в управлении.

A. скучаю по вас

Б. оплата за проезд

B. благодаря своей воле

Г. опираться на фактах

6. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

A. развевающегося флага

Б. ничем не интересоваться

B. шел медленно

Г. присутствовать на митинге

7. Найдите слово, в котором пишется одна буква н.

A. истин..ый

Б. подлин..ый

B. юн..ый

Г. гуман..ый

8. Найдите слово, в котором пишется буква о.

A. иде..лист

Б. тр..диция

B. иде..логия

Г. т..лантливый

Д. трансп..рант

9. Найдите слово, в котором пишется буква и.

A. непр..клонный

Б. пр..кословить

B. пр..лежание

Г. Пр..имущество


II вариант

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

A. появиться в отдалении

Б. внезапно остановиться

B. пошел и остановился

Г. мальчик пошел

2. Найдите словосочетание по его грамматическому значению — «действие и его признак».

A. чтение книги

Б. плавание брассом

B. читать вслух

Г. идти к лесу

3. Дайте правильные ответы.

Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

A. глаголами

Б. существительными

B. деепричастиями

Г. местоимениями, сходными по форме с существительными

Д. наречиями

4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово взгляд?

A. умный

Б. смышленый

B. разумный

Г. башковитый

5. Найдите ошибки в управлении.

A. директор магазина

Б. заведующий аптеки

B. верящий в победу

Г. уверенность в победу

6. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

A. серый от пыли

Б. очень грязный

B. поворот налево

Г. возвратиться из похода

7. Найдите слово, в котором пишется одна буква к.

A. предан..ость

Б. багрян..ый

B. истин..ьш

Г. отчаян..ый

8. Найдите слово, в котором пишется буква и.

A. об..лиск

Б. ген..альный

B. атт..стат

Г. с..кретарь

Д. д..путат

9. Найдите слово, в котором пишется буква и.

A. пр..зидент

Б. пр..вилегия

B. пр..следовать

Г. пр..пятствие


III. На доске записывается эпиграф урока: «С русским языком можно творить чудеса». (К. Паустовский.)

Слово учителя.

— Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли: ведь, общаясь друг с другом (разговаривая, беседуя о чем-то, рассказывая что-то), люди обмениваются не словами, не словосочетаниями, а предложениями.

В качестве примера возьмем предложение Наступила золотая осень. О чем в нем идет речь, какую информацию оно заключает в себе? (О смене времени года, о наступлении его особого периода — золотой осени.)

Одна и та же мысль может быть выражена по-разному как в повседневной речи, так и в поэтической, в художественной прозе. Проследим на примере отрывков из стихотворений разных авторов, как мысль о наступлении золотой осени может быть передана в поэтической речи, как могут «работать» в предложении выразительные средства языка для создания художественного образа, передачи отношения к изображаемому явлению действительности.


IV. Запись и анализ предложений.

1) Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой, засучил рукава и немедля взялся за работу. (А. Прокофьев.) 2) Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов. (М. Исаковский.) 3) Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И. Бунин.) 4) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин.) 5) Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин.) 6) Через пальцы ивняка льется чутко и пугливо желтолистая река. (М. Исаковский.)

Все предложения связаны темой «Золотая осень». В каждом (всего в одном предложении!) — целая картина! Достигается это благодаря использованию поэтами различных средств выразительности языка: метафор, олицетворений, эпитетов. Восьмиклассники с помощью учителя вспоминают эти виды тропов.

Метафора— «скрытое сравнение». Сравниваются по сходству предметы, но указан только тот, с которым сравнивается названный предмет: желтолистая река — листопад; он льется, подобно реке; золотые пряди — золотые листья на деревьях.

Олицетворение — прием, при котором неодушевленному предмету или явлению приписываются действия или свойства живого, осмысленного существа: задремали пряди; сентябрь прикатил, засучил рукава, взялся за работу; об «одушевлении» сентября говорит и интересно образованное слово — позолотчик (ср. переводчик, переплетчик, летчик и др., в которых -чик — суффикс, обозначающий профессии людей и др.).

Эпитеты-определения создают цветовую гамму золотой осени. (Учащиеся приводят примеры.)

— Во всех предложениях (кроме 5-го) нет прямого выражения отношения поэтов к изображенному, но мы можем говорить об их любовании картиной осени. По каким признакам мы можем это определить? (На примере, скажем, 4-го и 6-го предложений.)

— Почему, по-вашему, поэт выбирает слова пугливо, чутко? Чего боится «желтолистая река»? (Стоит подуть даже слабому ветерку — и «река» закружит, зашумит, понесется. Как не вспомнить здесь слова Л. Толстого о том, что в предложении необходимо «единственно нужное размещение единственно нужных слов»!)

— Каковы эти предложения по цели высказывания? по интонации? Какие еще могут быть предложения по интонации и по цели высказывания? Приведите примеры.

— Каковы эти предложения по наличию грамматических основ, второстепенных членов?

— Сколько главных членов в этих предложениях?

Дается определение двусоставных предложений.

А вот прозаическая зарисовка:

Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.

(И. Бунин.)

— Если бы в предложении не было словосочетания осенней свежести, догадались бы вы о том, что речь идет об осени? Как, по каким словам (или образам) предложения?

— С какой целью автор повторяет слова помню запах?

— Сколько главных членов в этом предложении?

Дается определение односоставных предложений.


Домашнее задание: теория вопроса на с. 40—41; упр. 84 (письменно). Дополнительное задание: найти предложения с одним главным членом.