Правописание наречий (повторение изученного в 7 классе)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Правописание наречий (повторение изученного в 7 классе)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

1) н...когда, н...откуда, н...куда;

2) груст...о, взволнова...о, испуга...о;

3) горяч..., зловещ..., умоляющ...;

4) изредк..., направ..., досух...;

5) (по)товарищески, (кое)когда, (в)плотную;

6) (в)низу, (за)границу, (с)молоду.

Учитель. Внимательно прочитайте ряды слов. Сформулируйте задание к упражнению.

Учащиеся предлагают свои варианты заданий. Ожидаемый вариант: «Исключить из каждого ряда лишнее слово. Обосновать свои действия». Задание выполняется в устной и письменной форме.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Назовите общий грамматический признак всех включенных в упражнение слов. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Все слова в упражнении — наречия. Мы говорили об их правописании. Значит, тема сегодняшнего урока: Правописание наречий.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Учитывая тему, с которой вы знакомились в седьмом классе, поставьте цель урока.

Цель урока: вспомнить, что такое наречия; повторить правила их написания.


3. Актуализация знаний учащихся

Учащиеся характеризуют наречие как часть речи, называют смысловые группы наречий. Далее учащиеся распределяются по группам. Первая группа рассказывает правила, знание которых необходимо при написании первого и второго ряда слов. Вторая группа — правила третьей и четвертой группы. Учащиеся третьей группы вспоминают правила, которые требуются при работе с двумя последними рядами. Четвертая группа учащихся озвучивает правила о написании наречий, которые не вошли ни в одну из данных групп, приводят свои примеры.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

(В)начале, н...чуть, (из)дали, (в)дали, н...мало, нисколько, (не)подалеку, (в)перемешку, взволнова...о, (на)глухо, (на)верху, (в)черне, изредк..., пристально, (в)рукопашную, (в)пятых, свеж..., (в)миг, горяч..., точь(в)точь, затемн..., умоляющ..., (в)насмешку, (на)ходу, (во)первых, бок(о)бок.

Учитель. Прочитайте написанные слова. Скажите, что в них есть общее?

Это наречия.

Учитель. Рассмотрите дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.

Правильный вариант: Наречия нужно распределить на три группы. В первой должны быть наречия с одной орфограммой, во второй — с двумя, в третьей — с тремя и более орфограммами.

Задание выполняется в парах.

Повторяются правила о правописании наречий.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Найдите наречия с противоположной характеристикой звуков по звонкости—глухости. Количество звуков в них меньше, чем букв, по разным причинам. /Точь-в точь, взволнованно.

2. Укажите наречие с двумя приставками. В одной из них букв больше, чем в корне. /Вперемешку.


Упражнение 2

слабо встряхнуть —

сурово смотреть —

прочитать монотонно —

появится тотчас —

укорял справедливо —

Образец: летать низко — летать невысоко.

Учитель. Прочитайте словосочетания и образец. Сформулируйте задание к упражнению.

В каждом словосочетании нужно заменить наречие на синоним с не.

Составленные словосочетания записать. (При необходимости, кроме образца, учитель может дать справку: (не)выразительно, (не)сильно, (не)медленно, (не)зря, (не)ласково. Повторяется правило о правописании не с наречиями.)


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Еще с одним наречием мы познакомимся на словарно-орфографической работе. Вы его определите самостоятельно. Первый слог нового слова присутствовал в каждом наречии-синонима предыдущего упражнения. Остальные слоги тоже входят в состав слов предыдущего упражнения. Второй слог является приставкой в глаголе третьего лица единственного числа. Третий слог является корнем в глаголе с приставкой, состоящей из одной гласной буквы. Четвертый слог может быть сочинительным союзом. Какое это слово?

Это слово непокорно.

Выявляется лексическое значение слова непокорно, его написание, грамматические признаки, морфемный состав.


6. Тренировочные упражнения (продолжение)

Упражнение 3

(Не)внимательного местного жителя или (не)смышленого приезжего народ наказывал (не)медленно, заставляя много десятков раз усерд(нн,н)о поклониться башне. (Давным)давно на Руси существовал интересный обычай приходить к Кремлю (не)посредственно через ворота Спасской башни с обязательно обнаженной головой. (Не)покорный англичанин Клар, путешествуя по России, в начале девятнадцатого века и узнав об этом обычае, решил притвориться, будто (со)всем (ни)чего об этом (не) знает. Его тут(же) (не)приветливо окликнул часовой. А крестьяне, (не)ожиданно (на)ходу схватив его, (не)замедлительно научили, как следует правильно, проходить через ворота.

Учитель. Прочитайте смещенные микротемы текста. Обратите внимание на дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.

Надо восстановить текст в соответствии с содержанием его микротем.

Задание выполняется устно, совместно с учителем. Проводится беседа о русских обычаях и значении их соблюдения.

Учитель. Напишите восстановленный текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные знаки препинания.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Назовите одинаковые синтаксические конструкции, которые есть во всех предложениях текста. Скажите, как они называются, что в них общего и чем они отличаются. (Речь идет о деепричастных оборотах.)

(По Е. Осетрову)

2. Из слов со скобками выделите наречия. Расскажите об их написании, сгруппировав их по орфограммам. Начните с орфограммы, к которой относится меньшее количество слов.

3. Найдите возможно большее количество отличий в оставшихся словах со скобками.

4. Сравните новое словарное слово, которое вы сегодня изучили, вместе с родственным ему словом из текста. Найдите общие их черты и различия.


7. Итог урока

Учитель. Назовите орфограмму, связанную с правописанием наречий, которая представляет для вас самый сложный случай.

Одни учащиеся указывают орфограммы, остальные рассказывают соответствующие правила. Приводятся примеры. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.