Обособленные обстоятельства

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Обособленные обстоятельства

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся

Фронтальная беседа:

— Что такое обособление?

— Какие синтаксические конструкции могут обособляться?

— Что общего и какая разница в обособлении определений и приложений?

— Как обособление выражается в устной и письменной речи?


2. Мобилизующий этап

На карточках запись:

1. Скользя по утреннему снегу

Друг милый предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса недавно столь густые

И берег милый для меня.

(А. Пушкин)

2. Край любимый Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

(С. Есенин)

В поле склоняясь к побегам

Ходят грачи в полосе.

(С. Есенин)

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

(С. Есенин)

Учитель. Прочитайте строки из стихотворений двух замечательных поэтов: А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Сначала напишите отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Поставьте в нем недостающие знаки препинания. Установите, какие синтаксические конструкции вы выделили с их помощью. После этого напишите строки из стихотворений С. А. Есенина. Вид присутствующих в них синтаксических конструкций может подсказать вам последовательность их записи. Она должна соответствовать порядку следования синтаксических конструкций в стихотворении А.С. Пушкина.

Учащиеся сначала записывают предложение с деепричастным оборотом, затем с обращением и обособленным определением. Обосновывают постановку знаков препинания в них.


3. Определение темы и цели урока

Учитель. Выясните, какими членами являются деепричастные обороты в данных предложениях.

Учащиеся доказывают, что деепричастные обороты являются обстоятельствами, указывают их вид.

Учитель. Уточните, какие это обстоятельства (обособленные или необособленные), и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема сегодняшнего урока: Обособленные обстоятельства.

Преподаватель записывает тему урока на доске.

Учитель. Тема урока нам известна. Подумайте, какую проблему мы должны решить, работая по этой теме.

Нам необходимо выяснить, в каких случаях обстоятельства обособляются и в каких не обособляются.


4. Изучение нового материала

1. Отец сидел, сложив на коленях усталые руки.

Большой пень, тлея, лежал на углях.

Примечание. Читать лежа вредно.

Мальчик мчался сломя голову.

2. Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов.

Несмотря на различие характеров и вкусов, они любили друг друга.

Примечание. Ввиду плохой погоды, мы заночевали в домике лесника.

Вследствие приближающихся заморозков, идет проверка и ремонт отопительных систем.

Учитель. Прочитайте предложения первой группы. Скажите, чем выражены в них выделенные обстоятельства. Сделайте вывод об их обособлении.

Учащиеся формулируют первую часть правила.

Учитель. Прочитайте предложение в первом примечании. Скажите, чем выражены в них выделенные обстоятельства. Сделайте вывод об их обособлении.

Учащиеся выполняют задание учителя и формулируют первое примечание.

Учитель. Прочитайте предложения, в составе которых имеются обстоятельства с предлогом несмотря на. Определите, какое значение имеют такие обстоятельства. Сделайте вывод об их обособлении.

Учащиеся обобщают наблюдения над второй группой предложений. Формулируют вторую часть правила.

Учитель. С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с другими предлогами. Прочитайте предложения во втором примечании. Скажите, чем выражены в них выделенные обстоятельства, какое они имеют значение, где стоят (перед сказуемым или после него), распространены они или нераспространенны. Сделайте вывод об их обособлении.

Учащиеся работают над заданием.

Учитель. Теперь обобщите весь изученный. Сформулируйте правило об особенностях обособления приложений и примечания к нему.

Учащиеся формулируют правила, знакомятся с соответствующим параграфом учебника.


5. Закрепление изученного

Упражнение 1 (на карточках)

1. Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

(А. Пушкин)

2. Буря мглою небо кроет вихри снежные крутя.

(А. Пушкин)

3. Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком

И журавли печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о ком.

(С. Есенин)

4. Татьяна любит не шутя.

(А. Пушкин)

5. Крестьянин торжествуя на дровнях обновляет путь.

(А. Пушкин)

6. Гладь озер с травой не различая тихо плачет на дороге выпь.

(С. Есенин)

7. И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом окне.

А заря лениво

Обходя кругом

Обсыпает ветки

Новым серебром.

(С. Есенин)

Учитель. Прочитайте предложения. Напишите их по вариантам. Учащиеся первого варианта должны написать предложения с обособленными обстоятельствами, в которых четное количество слов. Учащиеся второго варианта напишут предложения с обособленными обстоятельствами, в которых нечетное количество слов. Поставьте недостающие знаки препинания.

Учащиеся повторяют пункт правила об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Укажите предложение, которое не вошло в группу ни первого, ни второго варианта. Объясняете, почему. Расскажите часть правила, связанную с этим примером. (Имеется в виду предложение Татьяна любит не шутя.)

2. Сгруппируйте слова в обособленных обстоятельствах по орфограммам. Используйте для этого обособленные обстоятельства из всех написанных на уроке предложений. (Каждый ученик может называть по одной группе слов с указанием их написания.)

3. В словах надрывая и дровнях найдите одинаковые буквы и сравните их звуковые характеристики.


Упражнение 2

Был (не)ловок бил (не)вероятно много посуды а мать била непроворного мальчика.

Обманув какие-то надежды родителей (не)наполнив их дом щебетаньем в семье был (не)любимым ребенком.

Постепенно (не)сговариваясь родители начали глухо раздражаться если приходилось подолгу смотреть на сына.

Он обещал быть дичком и пробирался по родительскому дому волчонком стараясь обойти враждебные ему предметы.

image35

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите данные к ним схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно написать предложения, ориентируясь на схемы, так, чтобы получился текст.

Задание сначала выполняется устно. Выясняется, что в тексте идет речь о детстве А. С. Пушкина. После этого текст записывается, осуществляется проверка с указанием поставленных знаков препинания, обособленных обстоятельств и их видов.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Проведите сравнительный анализ грамматических основ в предложениях написанного текста.

2. Расскажите о написании слов с не, предварительно сгруппировав их по орфограммам.


Упражнение 3

1. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, приказывал подымать верх, хотя дождя могло не быть. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой и создать, так сказать, футляр, который уединил бы его и защитил от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге и, может быть, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было, и древние языки, которые он преподавал, были для него в сущности те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительности.

2. Упав на мерзлую землю он проклинал свою кобылу которая как бы опомнясь тотчас остановилась. Берестов подскакал к нему осведомляясь не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться в седло и Берестов пригласил его к себе. Тот не мог отказаться ибо чувствовал себя обязанным и таким образом Берестов возвратился домой со славою затравив зайца и видя своего противника раненым и почти военнопленным.

Учитель. Прочитайте отрывки из произведений А. С. Пушкина и А. П. Чехова. Определите, какой из них написан А. С. Пушкиным, какой — А. П. Чеховым. В качестве подсказки могу сообщить, что теме урока соответствует отрывок из произведения А. С. Пушкина.

Учащиеся читают оба отрывка. Находят строки, написанные А. С. Пушкиным. Пишут его, вставляя нужные знаки препинания. Проводится проверка с указанием вида обособленных обстоятельств.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Найдите в отрывке из произведений А. П. Чехова синтаксические конструкции, которые в отрывке А. С. Пушкина встречаются один раз. (Речь идет о вводных конструкциях.)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором есть два устаревших слова.

3. Назовите наречие, в котором все согласные глухие.


6. Итог урока

Учитель. Расскажите об обособлении обстоятельств. Приведите примеры на ту часть правила, которую мы прорабатывали на уроке.

В качестве домашней работы можно предложить найти или составить по два примера на второй пункт правила и примечание к нему. Оценивается деятельность школьников на уроке.