СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

Цели:

1. Формирование умения находить сказуемое, характеризовать его.

2. Формирование умения грамотного произношения слов.

Оборудование, наглядность: раздаточный материал, схема «Виды сказуемых».

Оформление записей на доске и в тетради.

Цели урока: можно предоставить учащимся поставить самим по аналогии с изучением подлежащего.

Ход урока

I. Синтаксическая разминка.

Тест

Учитель: Прочитайте задание. Что самое главное надо знать о подлежащем? Отвечает только на вопрос кто? или что? (Лучше эти вопросы задавать вместе, так легче отличить подлежащее от прямого дополнения.)

Задание: выберите правильный вариант ответа.

1. Это слово (слова) в предложении является подлежащим.

1-й вариант

A) Странные, диковинные вещи (1) рассказывал он (2) иногда о своих впечатлениях (3).

Б) Своё опасное дело (1) он (2) любил всей душой, как, впрочем, любит его каждый (3) водолаз (4).

B) Свои чеховские словечки (1) и эти изумительные черточки (2) брал он (3) нередко прямо из жизни (4).

Г) Корабль (1) выдержал шторм (2).

2-й вариант

A) Что-то (1) кричал с другого берега (2) человек (3), махавший шапкой (4).

Б) Лозы (2) мои за окном (2) разрослись живописно и даже свет (3) отнимают.

B) Всё злей метель (1), и с каждою минутой (2), сердито рвет последние листы (3) и за сердце (4) хватает холод (5) лютый.

Г) Никто (1) толком не знал причины (2) провала.


2. Прочитайте предложения.

1-й вариант

В этом предложении подлежащее выражено словосочетанием.

A) Маленькая гостиная была неуютная.

Б) Наше завтра будет прекрасно.

B) Мы с Аликом принялись за работу

Г) Прямо со станции летит тройка удалая.

2-й вариант

В этом предложении подлежащее выражено наречием.

A) Наше завтра будет прекрасно.

Б) Далече грянуло «ура».

B) Лучший из учеников был награждён грамотой.

Г) Вчера произошло нечто странное.


3. Для 1-го и 2-го вариантов одинаковое задание.

Какие из слов могут быть подлежащим?

а) во весь дух; б) морской волк; в) каждая; г) дамоклов меч; д) старший; е) один из них; ж) крепок и могуч.


Правильные ответы:

1-й вариант:

1. а) 2; б) 2, 4; в) 3; г) 1.

2. В. 3. Б, В, Г, Д, Е.

2-й вариант:

1. а) 3; б) 1; в) 1, 5; г) 1.

2. А. 3. Б, В, Г, Д, Е.


II. Изучение нового материала.

1. Исследование схемы и материала § 10.

2. Творческое задание, по аналогии придумайте свои примеры.

3. Упр. 58 устно, записать по одному примеру с каждым видом сказуемого:

Например, можно порекомендовать:

• ...у нас нет (1-е предложение) - составное именное, или Язык - тот же океан.

• ... мы пользуемся (2-е предложение) - простое глагольное.

• ... не может перестроиться (8-е предложение) - составное глагольное.

4. Составление лингвистического текста.

1) Прочитайте информационный материал на с. 38-39. Необходимо выучить вспомогательные глаголы!

2) Ответьте на вопрос: как узнать глагольное сказуемое и как его отличить от простого глагольного сказуемого?


III. Закрепление изученного.

1. Упр. 61 - устно, записать одно предложение.

2. Упр. 60 - самостоятельно письменно.


IV. Контроль изученного.

Запись под диктовку, подчеркните сказуемое, определяя его вид.

Потухают костры на земле, гаснут звёзды на небе. Начинают бледнеть на своде небесном ночные покровы. Все ярче горят облака, блистают золотом, сверкают пурпуром, переливаются ало-красными волнами.

Вот-вот должно подняться солнце, оно осветит своими потоками землю, и жизнь будет продолжаться дальше.


V. Домашнее задание:

Упр. 59, 62 (2 любых предложения), 63 (3 любых предложения).