Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении - Союз - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении - Союз - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: совершенствовать навык ставить запятые между простыми предложениями в составе сложного; учить различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Личностные УУД. Воспитание внимания к художественному слову. Познавательные УУД. Анализ языковых явлений. Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Способность эффективно взаимодействовать в процессе учебной деятельности с учителем и сверстниками.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:

— На какие группы делятся союзы? (Простые и составные; сочинительные и подчинительные.)

— Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного.)

— Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного.)

— Как называются предложения, части которых равноправны (независимы друг от друга) и соединены сочинительными союзами?

— Как называются предложения, одна часть которых главная, а другая — придаточная, присоединённая подчинительным союзом?

— Как отличить простое предложение от сложного?

Ученики зачитывают предложения с сочинительными и подчинительными союзами, выписанные из текстов.

II. Совершенствование навыка постановки запятых в сложных предложениях.

1. Работа по распечаткам. Форма работы — “Лингвистическая эстафета”. Надо подчеркнуть грамматические основы предложений, указать тип: ПП — простые предложения, ССП — сложнocочинённые предложения с сочинительными союзами, СПП — сложноподчинённые предложения с подчинительными союзами. Расставить недостающие знаки препинания.

1) Я гляжу столкнёт ли Денис в воду нашу Машу-красавицу. (И. Шмелёв) 2) Вся музыка звучавшая днём утихала и сменялась другою. (Н. Гоголь) 3) Дванов отворил калитку своего двора и обрадовался старому дереву росшему у сеней. (А. Платонов) 4) Лаевский встал из-за стола чтобы отворить дверь. (А. Чехов) 5) Мальчик Шамет с нетерпением ждал когда же старуха сделается счастливой. (К. Паустовский) 6) Он лёг в постель но не гасил свечки и подпёрши рукою голову думал долгие думы. (И. Тургенев) 7) Страна которую ищут дети есть. (К. Паустовский) 8) Рядом голые ели смотрели сверху на согнутую берёзу как смотрят люди рождённые повелевать на своих подчинённых. (М. Пришвин) 9) По стенам висело много морских карт исчерченных красными карандашами и акварелей изображавших пустынные берега зелёного и бурного моря. (К. Паустовский)

2. Работа с учебником. Упр. 364. Комментированное письмо. Упр. 365. Устный разбор; постановка вопросов от главной части к придаточной в сложноподчинённых предложениях; письменное выполнение; построение схем.

III. Тестовые задания.

1. Определите, где запятая разделяет части сложного предложения.

а) Знаешь, чем пахнет морская вода во время прибоя?

б) Так Шамет и уехал из посёлка, не дождавшись перемены в старухиной судьбе.

в) Капитан вошёл, красный от ветра, и угрюмо остановился у двери.

г) Ещё на Страстной выставили рамы, и поэтому в комнатах так светло.

2. Найдите предложения, не являющиеся сложными.

а) Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу.

б) Мимо двери, сильно стуча ногами, то и дело пробегали лакеи.

в) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

г) Коли хочешь приносить пользу, умей владеть пером.

IV. Домашнее задание. § 61. Упр. 366.