Союз как часть речи - СОЮЗ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Союз как часть речи - СОЮЗ

Цели: дать понятие о союзе как о служебной части речи; показать основные функции союза.

Методические приемы: анализ практических работ, работа со словарями, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение, словарная работа.

Ход урока

I. Анализ практических работ

II. Беседа по вопросам

- Что такое союз? (Обратимся к толковым словарям, рассмотрим различные значения слова.)

- Какое общее значение слова союз проявляется в понятии “союз как часть речи”? (Общее значение - объединение, связь.)

- Что вы знаете о союзе как части речи?

III. Изучение темы “Союз как часть речи”

1. Слово учителя.

Итак, союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены внутри предложения; простые предложения в составе сложного; предложения в тексте. Мы обобщили уже известное вам. Наша задача - расширить, углубить знания о союзе и его синтаксических возможностях.

Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. Часть составных союзов вы видите в рамке на с. 144 учебника. Как видите, союзы могут состоять из нескольких слов. Прочитаем текст, посвященный союзу как части речи.

2. Чтение текста упражнения 313 и его обсуждение.

Комментарий. Основная мысль текста - “Союзы созданы для выражения логической связи между высказываниями”.

Стиль текста - научно-популярный. Тип речи - рассуждение.

IV. Словарная работа

- Запишите слова, помещенные в рамках на с. 144-145, в словарики; подберите союзы - синонимы составных союзов:

Оттого что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, до тех пор как; средства, реальный, ситуация.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 313: письменно.

2. Упражнение 315: выразительное чтение, обсуждение вопросов; самостоятельное письменное выполнение.

Домашнее задание

1. § 54.

2. Упражнения 314, 316: письменно.

3. Упражнение 317: устно.