Степени сравнения наречий - НАРЕЧИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Степени сравнения наречий - НАРЕЧИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: ознакомить с особенностями образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени; научить отличать степени сравнения наречий и прилагательных.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Язык никогда не устанавливается окончательно:

он непрестанно живёт и движется,

развиваясь и совершенствуясь...

В. Г. Белинский

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Какая часть речи называется наречием?

• Какие грамматические признаки свойственны наречию и деепричастию?

• В чём их сходство и в чём различие?

• Какие разряды наречий вам известны?

2. Практическая работа

х х х х х х

Выберите словосочетания «наречие + глагол (деепричастие, причастие, прилагательное, существительное, наречие)», группируя их по значению наречий.

1) Окружавшая мгла осе(нн,н)ей ноч.. вздраг..вала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа — бесконечное море. 2) В степи, там, далеко-далеко на краю её, ра..кинулся громадный пурпуровый веер лучей зак..та и красил землю и небо мягко и нежно. 3) На (темно)коричнев..м фон.. земли ф..гуры деда Архипа и Леньки едва выд..лялись. 4) Дед долго говорил о своей жизни. 5) Река торопливо к..тилась вдаль, точно пл..скалась о берег. 6) Изд..лека, со степи, вздымались тучи и плыли над ней, закрывая луну и бросая на землю густые тени. 7) Днём, идя по степи, Ленька любил смотреть вперед, туда, где свод неба оп..рается на её широкую грудь. 8) Ленька пристально взглянул в смоч..нное слезами лицо деда, жадно глотавшего воздух. 9) Далеко где-то ещё, молча, но грозно св..ркнула молния, и спустя секунду снова слабо рыкнул гром. 10) Иногда молния осв..щала даль. 11) Дождь, падая, шумел холодно, монотонно, тоскливо, и к..залось, что в степи (н..)чего и никогда (не)было, кроме шума дождя, блеска молни.. и раздраженного грохота грома.

(М. Горький)


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Наречия на -о(-е), образованные от качественных прилагательных и похожие на краткие прилагательные в форме среднего рода (тихо, весело, громко), могут иметь две формы степеней сравнения.


IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с таблицей (с комментарием учителя)


Степени сравнения наречий, образованных от качественных прилагательных


Степень сравнения

Формы степеней сравнения

Как образуются

Примеры

Сравнительная

1) простая

С помощью суффиксов

-ее(-ей), -е, -ше

Быстро → быстрее

Круто → круче

Тонко → тоньше

2) составная

С помощью слов более, менее

Громко → более (менее) громко

Превосходная

составная

а) Сравнительная степень наречия

+

местоимение всех (всего)

Высоко → выше всех

б) с помощью слов наиболее, наименее

Удачно → наиболее (наименее) удачно

Запомните!

Некоторые наречия сравнительной и превосходной формы образуются от наречий с другим корнем:

Плохо → хуже → хуже всех


Комментарий учителя.

— Наречия на -о(-е), образованные от качественных прилагательных и похожие на краткие прилагательные в форме ср. р. (тихо, весело, громко и др.), могут иметь две формы степеней сравнения.

Сравнительная степень наречий обозначает, что какой-то признак проявляется в большей (или меньшей) степени. Сегодня ты написал диктант грамотнее, чем прежде. В этом году я бегаю быстрее, чем в прошлом.

Сравнительная степень может быть простой и сложной.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов -ее(-ей), -е, -ше: весело — веселее, высоко — выше, далеко — дальше.

Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов более и менее: весело — более (менее) весело.

Превосходная степень наречий обозначает, что какой-то признак проявляется в наибольшей степени. Превосходная степень наречий обычно имеет сложную форму, которая состоит из двух слов — сравнительной степени наречий и слова всех: написал грамотнее всех, прыгнул выше всех.


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Индивидуальная работа по карточкам

а) Спишите текст, выделив в нём три абзаца. Подчеркните все наречия. К наречиям в форме сравнительной степени поставьте вопросы. Выделите суффиксы, с помощью которых образована сравнительная степень.

ВЕТЕР И СОЛНЦЕ

Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто застав..т путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий зав..рнулся в свой плащ. Ветер задул ещё порывистее. Задр..жал путник от холода и укутался ещё пл..тнее. Наконец, ветер устал и предоставил солнцу пок..зать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял верхн.. ю одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник ра..делся совсем и выкупался в реке.

(А. М. Пешковский)

б) Образуйте простые формы сравнительной степени наречий и распространите словосочетания, включив в них подходящие по смыслу наречия в форме сравнительной степени.

1) Чисто, коротко, глубоко, низко, тесно, смело, горячо, тихо.

2) Выстирать бельё, раздаются в лесу, разогреешь бульон, сплотить ряды, двигаться вперед, выбирают путь, выкопать яму, опустить шторы.

в) Сгруппируйте данные словосочетания слов на основе выделенных слов: в левый столбик — с наречиями, в правый — с прилагательными.

Составьте два предложения с любыми парами словосочетаний. Замесить гуще, каша была гуще; копать глубже, озеро стало глубже; идти увереннее, голос стал увереннее; шаги стали осторожнее, прикасаться осторожнее; раздаётся реже, лес стал реже; движемся медленнее, движения стали медленнее.

г) Выпишите сначала наречия в форме сравнительной степени вместе с теми словами, к которым они относятся, потом — прилагательные в форме сравнительной степени. Составьте с выделенными сочетаниями слов предложения и подчеркните в них слова, употреблённые в форме сравнительной степени как члены предложения.

Отец моложе, выглядеть моложе; наша река многоводнее, стать многоводнее; голос громче, заговорил громче; брат выше, прыгнул выше; товарищ сильнее по математике, стал сильнее; ручей шире, раскрыть шире.


2. Работа с упражнениями учебника

Упражнения 429, 431, 432 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Какие степени сравнения имеют наречия?

• Как они образуются?

• В чём сходство и различие степеней сравнения прилагательных и наречий?

• Все ли прилагательные и наречия могут иметь степени сравнения?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить упражнение 434 (письменно).