Р.РД. Чтение-понимание (вслух) художественных текстов с элементами описания внешности человека, процессов труда, рассуждения - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Р.РД. Чтение-понимание (вслух) художественных текстов с элементами описания внешности человека, процессов труда, рассуждения - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: научить определять стилевые и композиционные особенности текста; находить элементы описания внешности человека, поступков, процессов труда; обосновать целесообразность введения этих описаний и рассуждения в текст; работать над умением самостоятельно составлять план.

Оборудование: учебные тексты.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Когда суть дела обдумана заранее,

слова приходят сами собой.

Гораций

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Какие различают типы и стили речи?

• Какова цель художественного стиля речи?

• Для чего в художественном стиле нужны все три типа речи?


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— С описанием внешности человека вы уже встречались на уроках литературы, выясняли принципы построения литературного портрета, его роль в художественном произведении.

Работая над описанием внешности человека, вам приходилось наблюдать особенности поведения человека, его движения, манеры, видеть в них проявление характера, настроения. Ещё в большей мере человек раскрывается в работе. Поэтому так часто писатели, рассказывая о людях, стремятся охарактеризовать их, описывают своих героев в процессе труда.


IV. Работа над темой урока

1. а) Чтение учителем текста

ГИПСОВЫЕ ТАРЕЛОЧКИ

Если у вас есть гипс, вы сможете сделать хорошее украшение на стену — гипсовую тарелочку.

Формой может служить фарфоровое блюдечко, розетка для варенья. Внутренние стенки формы слегка протрите животным маслом, после этого на дно положите цветную картинку, фотографию, рисунок изображением вниз.

Когда это будет сделано, возьмите гипс и разведите его водой до густоты сметаны. Потом всю эту массу вылейте в блюдечко или розетку. Гипс быстро затвердеет, после чего подрежьте его слегка по краям, и он легко вынется из формы.

В верху тарелочки острым ножиком просверлите две дырочки, проденьте в них ленту или цветной шнур и завяжите бантом. У вас получится интересное украшение на стену.

Тарелочки могут быть сделаны цветными. Для этого вода, на которой разводится гипс, должна быть слегка окрашена краской для тканей.

(128 слов) (По Н. Головину)

б) Практическая работа

• Образуйте форму повелительного наклонения множественного числа от следующих глаголов: протереть, положить, взять, развести, вылить, подрезать, просверлить, продеть, завязать.

• Образуйте от глаголов форму 3-го лица единственного числа: мочь, получиться, разводиться.

в) Особенности текста

В тексте рассказывается о том, как сделать простое украшение на стену. Учащиеся запоминают порядок выполнения операций и пишут изложение, сохранив форму глаголов, использованных в тексте.

г) Вопросы и задания к тексту

• Как бы вы инструктировали своих товарищей, захотевших сделать гипсовые тарелочки?

• Почему в тексте употребляются глаголы в повелительном наклонении?

• Составьте самостоятельно план. Перескажите текст по плану.


2. а) Чтение учителем текста

ЯШКА-ТУРОК

Посредине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трёх, одетый в долгополый нанковый* кафтан голубого цвета. Он смотрелся удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие, беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы — всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного. Он был в большом волнении: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали как в лихорадке,— да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим перед собранием.

(105 слов) (По И. С. Тургеневу)

б) Практическая работа

• Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от глаголов одеть, закинуть и действительные причастия настоящего времени от глаголов говорить, петь.

• Допишите и объясните окончания в словах: здоровь.., светло-рус..ми кудрями, впечатлительн..го и страстн..го человека, в большом волнени.., в лихорадк...

• Объясните значение слова изобличать. Разберите его по составу, придумайте несколько однокоренных слов.

в) Особенности текста

Текст представляет собой описание портрета яшки-Турка, приготовившегося петь. Обращается внимание учащихся на следующее: вначале автор говорит о фигуре яшки (худой и стройный человек), возрасте (лет двадцати трёх), одежде (долгополый нанковый кафтан голубого цвета), общем впечатлении от яшки (похож на фабричного, не отличается хорошим здоровьем). Далее описывается лицо впечатлительного и страстного человека и душевное состояние яшки-Турка (был в тревожной, внезапной лихорадке).

г) Вопросы и задания к тексту

• Какие языковые средства использует автор, описывая лицо страстного и впечатлительного человека?

• Как передано волнение яшки-Турка?

• Составьте коллективно план. Подробно перескажите текст.


3. а) Чтение учителем текста

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

Учение с мучением — дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё неизвестно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье — торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать — может, и получиться? Не-ет, не выходит. А если попробовать по- другому? Ура, просвет! Неужели просвет?

В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха,— а вот и сам успех, вот решение... Да такое неожиданное, такое простое и ловкое.

И на следующий день вы никак не дождётесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением — счастливая жизнь. Таков закон.

(196 сл.) (В. Соловейчик)

б) Практическая работа

1) Составьте словосочетания со словами: по-другому, неожиданный, никак не, в недоумении.

2) К словам известный, счастливый, зажигаться, увлечение, ненавистно подберите однокоренные.

3) Разберите по составу слова: предчувствие, следующий.

4) Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: вздрогнуть, оглянуться.

в) Особенности текста

Текст представляет собой своеобразное рассуждение, переходящее временами в описание (как с увлечением решаются задачи по физике).

Композиционно текст делится на две части. В первой раскрывается, что значит учение с мучением, во второй доказывается, что учиться с увлечением — большое счастье.

г) Задания к тексту

Расположите пункты плана в нужной последовательности. Подробно перескажите текст.

План

1) Просвет, предчувствие успеха.

2) Учение с увлечением — счастливая жизнь.

3) Учение с мучением.

4) Успех.

5) Радость браться за трудную задачу.


V. Домашнее задание

Написать изложение понравившегося текста по составленному на уроке плану.


* Нанковый — сделанный из нанки — грубой хлопчатобумажной ткани из толстой пряжи.