Сжатое изложение - Урок 2 - Культура речи. Правильное употребление наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Сжатое изложение - Урок 2 - Культура речи. Правильное употребление наречий - Текстоведение

Цель урока: развивать умение учащихся сжато излагать текст.


I. Лексические нормы (повторение – проверка домашнего задания)

Учащиеся высказываются по теме упражнения 633 и слушают сообщение одноклассника (-ов), подготовившего (-их) сообщение по заданию упражнения 639. Предложим ученикам вспомнить беседу на первом уроке по теме «Наречие» и предоставим им возможность сделать дополнительные сообщения, замечания. Обратимся ещё раз к объяснению Льва Успенского, приведённому им в главе «Слова-ископаемые» книги «Слово о словах» (см. урок 63, этап II).


II. Сжатое изложение (упражнение 640)

После внимательного чтения текста учащиеся подбирают заголовок, например «Чудесное растение», «Удивительный кипрей» и т. п. В процессе совместной работы составляем план, который может быть примерно таким.

1. Пожары 1915 года в Сибири.

2. Удивительные медосборы на месте пожарищ.

3. Заросли иван-чая на сибирских гарях.

4. Зарождение леса в зарослях иван-чая.

5. Цветение иван-чая на месте второго пожарища.

6. Кипрей – источник кальция, жира и белка.

Предоставим возможность ученикам сильного класса самостоятельно составить план текста на черновиках, а в процессе совместной проверки по своему усмотрению записать свой вариант без изменений, свой вариант с коррективами или более удачный вариант одноклассников.

Попросим учащихся определить, какую мысль стремился донести до читателя автор («Иван-чай, или кипрей, вырастающий на месте пожарищ, богат нектаром, и, кроме того, является для животных источником кальция, жира и белка»). Подчеркнём, что в сжато изложенном тексте эта мысль должна быть сохранена.

Далее можно провести работу в одной из следующих форм.

1. Предложим отдельным ученикам попытаться, не перечитывая текст и не заглядывая в книгу, сжато пересказать его, опираясь на план, по частям или целиком (в зависимости от подготовленности класса). После сжатого изложения содержания каждой части или всего текста проводится совместное обсуждение, в процессе которого ребята высказывают замечания, доказывая необходимость сохранения определённых сведений или, наоборот, исключения лишней информации, а может быть, использования более ёмкой конструкции для выражения определённой мысли.

2. Попросим учащихся последовательно читать части текста и называть ту информацию, которая является главной, и ту, которая выступает в рамках данного текста как второстепенная, то есть распространяет (дополняет, конкретизирует, уточняет и т. д.) главную. После обсуждения ответов отдельные ученики предлагают свои варианты сжатого изложения каждой части или объединённых (2 – 3, 4 – 5) частей и выслушивают замечания и советы одноклассников и учителя.

По своему усмотрению в слабом классе на заключительном этапе подготовки учитель может предложить учащимся послушать возможный вариант сжатого изложения текста А. Смирнова.

Лето 1915 года в Сибири выдалось очень сухим. Тайга вспыхнула, губя в огне всё живое.

Через несколько лет на месте пожарищ появились пасеки, дававшие рекордные медосборы благодаря выросшему на гарях иван-чаю – кипрею, на макушках длинных стеблей которого конусом растут полные нектара малиновые цветы.

Лучшие леса зарождаются в зарослях иван-чая, но цветы при этом начинают чахнуть. Повторные пожары не возвращают почве достаточно азотных солей и нитратов – теперь на этом месте меньше древесного хлама, чем в первый раз, поэтому заросли иван-чая менее густые, высокие и долговечные.

В Якутии недавно заметили, что олени нуждаются в иван-чае, потому что в нём содержится много кальция, жира и белка.


Д. з.: повторить сведения о написании морфем в наречиях (внимательно перечитать тексты на с. 37–45).