Функции наречий в тексте (продолжение) - Урок 2 - Наречие в тексте - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Функции наречий в тексте (продолжение) - Урок 2 - Наречие в тексте - Текстоведение

Цели урока: 1) углублять представление о роли наречий как морфологического средства художественной выразительности; 2) тренировать учащихся в проведении орфографического и пунктуационного анализа текста; 3) тренировать учащихся в проведении различных видов грамматического разбора.


I. Роль наречий как морфологического средства художественной выразительности (продолжение – проверка домашнего задания, работа с текстом, упр. 616)

Предложим учащимся, выполнившим упражнение 614, высказаться по теме заданий 1, 2 и продиктовать одноклассникам составленные в соответствии с заданием 4 предложения (наиболее интересные в стилистическом отношении по выбору учителя и учеников).

Выслушаем ответы учеников, подготовивших задание 3 (по желанию) и проведём совместную работу со следующими заданиями (текст предварительно записан учителем на доске).

1. Запишите текст в тетрадь, объясняя выбор написания слов с пропусками и знаков препинания. Составьте пунктуационные схемы всех предложений.

Туча зав_локла уже небо и теперь всё сгущалась и всё пад_ла (к)низу опускаясь над полями на которых побелевш_е и поблёкш_е хлеба бились и прип_дали к земле. На тёмном фоне этой тучи (не)сколько оторв_нных клочков тумана прохваче(н, нн)ых опаловыми отбл_сками неслись куда(то) тревожно и быстро точно зап_здалые всадники убегающие вдоль тяж_лого фронта ат_кующей к_лонны. Гром перекат_вался с_рдитее и гулче и (по) врем_нам яркая молн_я изв_ваясь з_гзагами бор_здила набухшие грозою тучи. (В. Г. Короленко)

2. Прочитайте текст выразительно. Озаглавьте. Назовите наречия и определите, какую роль они играют в художественном описании.

3. Подчеркните использованные в тексте наречия как члены предложений.

4. Выпишите наречия из последнего предложения текста и проведите их морфологический разбор.

5. Укажите морфемный состав всех использованных в тексте причастий и деепричастий. Проведите морфологический разбор одного глагола, двух причастий (действительного и страдательного) и одного деепричастия.

Распределим задание упражнения 616 по вариантам: одна группа учащихся (I вариант) записывает приведённый текст, передавая настроение тревоги, другая группа (II вариант) – передавая состояние покоя. Прочитав составленные описания, семиклассники ещё раз делают вывод о выразительных возможностях наречий как средства создания художественного описания природы.


II. Различение грамматических омонимов (упр. 618)

Поможем ученикам слабого класса определить грамматические признаки грамматических омонимов (омоформов): лес (каков?) чаще (прилагательное в простой форме сравнительной степени) – фыркнул (где? в чём?) в чаще (существительное чаща в предложном падеже); несётся (как?) рысью (наречие) – фыркнул (как?) рысью (существительное рысь в творительном падеже, использовано в роли сравнения – как рысь); поймав (чем?) силком (существительное силок в творительном падеже) – заставили (каким образом?) силком (наречие, синоним наречийсилой, насильно); покровы (что сделали?) спали (глагол спасть в форме прошедшего времени множественного числа); не спали (глагол спать в форме прошедшего времени множественного числа).

Постараемся также, чтобы учащиеся отметили использование омофонов (вы ливыли) как средства создания комического эффекта.

Обратим внимание ребят на иллюстрации к юмористическим стихотворным строкам и попросим оценить, насколько хорошо удалось художнику отразить образы, созданные Яковом Козловским.

После этого предложим ученикам записать стихотворные тексты в тетради, объясняя расстановку знаков препинания и указать морфемный состав грамматических омонимов.

По своему усмотрению учитель может рекомендовать провести морфологический разбор только тех наречий, которые не входят в пары грамматических омонимов (справа, сегодня).


Д. з.: упр. 617 (см. примечание).

Примечание. Предложим учащимся слабого класса составить словосочетания для описания одной из картин (по выбору учащихся) и, соответственно, воспользоваться материалами одного из упражнений в зависимости от выбора.