Употребление ь на конце наречий после шипящих - Правописание наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Употребление ь на конце наречий после шипящих - Правописание наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) повторить и систематизировать сведения об условиях выбора ь после шипящих в словах разных частей речи; 2) формировать умение правильно выбирать написание в наречиях с орфограммой «Правописание ь после шипящих».


I. О и е (ё) в морфемах разных частей речи (повторение – проверка домашнего задания)

Попросим учеников рассказать об условиях выбора о и е (ё) после шипящих в морфемах разных частей речи и проведём объяснительный взаимодиктант: ученики по очереди называют примеры слов с этой орфограммой в составе словосочетаний одноклассникам, которые объясняют написание слов и записывают эти примеры в тетради.


II. Употребление ь после шипящих в словах разных частей речи (упр. 582, 583)

После того как ученики на основе таблицы расскажут о том, в каких случаях после шипящих используется ь, потренируем их в написании слов с этой орфограммой: проведём предупредительный диктант, используя приведённые в таблице примеры (в произвольном порядке) в составе словосочетаний.

Задание. Используя таблицу, объясните написание слов с орфограммой «Правописание ь после шипящих» и запишите сочетания слов в тетрадь.

Разводишь гладиолусы, по медвежьему следу, золотая рожь, сметают с крыш, вышла замуж, книги нужно беречь, намажьте джемом, ветер жгуч, оказать помощь, распахнуть настежь, ждать больше невмочь, сплошь зарос сорняками, подземный гараж, нельзя пренебречь, застелешь покрывалом, точь-в-точь мой Тузик, ешьте не спеша, роскошь осеннего наряда, завернуться в плащ, богатырь могуч, умчался прочь, оставаться на месте невтерпёж, выпускники училищ, умчаться прочь.

Поможем учащимся слабого класса кратко сформулировать информацию по указанной в упражнении 582 теме.

Попросим семиклассников в процессе записи примеров из упражнения 583 подробно объяснять выбор написания слов с пропусками. Предоставим время для подготовки задания 3, а затем предложим желающим сделать соответствующие сообщения.


III. Слитное, дефисное, раздельное написание наречий (повторение – проверка домашнего задания, упр. 589)

В сильном классе можно попросить учеников закрыть учебники, продиктовать словосочетания из упражнения 589, а также 25-30 слов из упражнения 532, а затем предложить ребятам проверить свою запись и сделать работу над ошибками.

В слабом классе предложим записать словосочетания в тетради, сопровождая запись подробными объяснениями, а затем продиктуем двадцать-двадцать пять слов из упражнения 532 и организуем взаимопроверку в парах.


Д. з.: 1) подготовить устное сообщение по таблице на с. 47 (см. примечание); 2) упр. 584 (1); 3) по желанию – упр. 584 (2); 4) индивидуальное задание – упр. 585 (см. примечание 2).

Примечания.

1. Предупредим учащихся, что на уроке сообщение нужно сделать без использования таблицы.

2. Распределим задание упражнения 585 между четырьмя учениками.