Правописание н и нн в наречиях на -о (-е) - Правописание наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правописание н и нн в наречиях на -о (-е) - Правописание наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) формировать представление о выборе н и нн в наречиях на -о (-е) и вырабатывать умение применять это правило на письме; 2) формировать умение использовать правильный способ действия при различении наречий на -о (-е) и кратких причастий.


I. Правописание н и нн в наречиях на -о (-е) (текст на с. 41, упр. 569, 571)

Важно, чтобы в процессе работы с правилом на с. 41 учащиеся усвоили, что оно распространяется на наречия, образованные от прилагательных и причастий с помощью суффиксов и . Предоставим семиклассникам две-три минуты для заучивания этого правила, а затем организуем взаимопроверку в парах.

Обратим внимание учеников сильного класса на то, что с помощью суффикса наречия образуются от прилагательных и причастий с основой на твёрдый согласный (хороший → хорошо), а с помощью суффикса – с основой на мягкий (искренний → искренне).

Предложим сильным учащимся просмотреть приведённые в упражнении 569 примеры и назвать то наречие(-я), которое(-ые) пишется(-утся) с одной .

В слабом классе предоставим образец устного ответа, например: «Обращаться гуманно. Наречие гуманно образовано с помощью суффикса от основы прилагательного гуманный, в котором пишется -нн-, поэтому и в образованном от него наречии пишется -нн-». Поможем ребятам в построении собственных ответов.

В случае затруднения учащихся слабого класса в процессе работы над заданиями упражнения 571 предложим им образовать наречия от следующих прилагательных и причастий:радостный, восторженный, обрадованный, восхищённый, разочарованный, расстроенный, огорчённый, осторожный, внимательный, заинтересованный, увлечённый, напряжённый, задумчивый, унылый, рассерженный, уверенный, спокойный, невозмутимый, довольный. Ребята записывают наречия и объясняют выбор одного или двух н в наречиях с изучаемой орфограммой. Предоставим ученикам возможность самостоятельно назвать существительные-антонимы в соответствии с заданием 2 упражнения 570, а при необходимости продиктуем слова, к которым попросим подобрать антонимические пары, например: победитель (побеждённый), победа (поражение), противник (друг), успех (неудача), уверенность (неуверенность), огорчение (радость), волнение (спокойствие, невозмутимость) и т. п.


II. Различение наречий и кратких причастий среднего рода (текст на с. 42, упр. 572, в сильном классе – упр. 573)

Предложим ученикам сильного класса на основе предварительно вынесенной на доску записи (например: Сестра озабоченно оглядела одежду малыша. – Руководство предприятия озабочено отсутствием необходимого оборудования.) попытаться объяснить, по каким признакам можно различить сходные по звучанию наречия и краткие причастия, а затем проверить свои предположения, ознакомившись с содержанием текста на с. 42.

Проведём совместную работу с упражнением 572 и постараемся добиться от учащихся осмысления зависимости орфографического оформления сходных по звучанию слов от их грамматических признаков.

По своему усмотрению в слабом классе учитель может предложить образец устного рассуждения, например: «Озеро взволновано сильным ветром. Слово взволновано в предложении является сказуемым: озеро (каково?) взволновано. Оно может быть заменено глаголом: Озеро взволновал сильный ветер. Следовательно, взволновано – краткое причастие, а в кратких причастиях пишем одно н. Участники экспедиции взволнованно рассказывали о её результатах. Взволнованно – это наречие, так как зависит от глагола и обозначает признак действия:рассказывали (как?) взволнованно. В предложении является обстоятельством. В наречии взволнованно пишем два н, так как оно образовано с помощью суффикса от причастиявзволнованный, в котором пишется -нн- (на -ованный)».

Упражнение 573 предложим ученикам сильного класса, распределив задание по вариантам: вариант I работает с первой парой слов, вариант II – со второй парой. Затем представители вариантов диктуют одноклассникам составленные примеры, проводят их синтаксический анализ и объясняют написание наречий и кратких причастий.


III. Слитное и раздельное написание не с наречиями (повторение – текст на с. 37 – 38, упр. 567)

Попросим учащихся рассказать, опираясь на схему в тексте на с. 37–38, о слитном и раздельном написании не с наречиями, а затем проведём объяснительный диктант, используя материал упражнения 567, с которым семиклассники работали на уроке 79.


Д. з.: 1) выучить тексты на с. 41, 42; 2) упр. 570.