Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями - Правописание наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями - Правописание наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) формировать представление о правилах слитного и раздельного написания не и ни с наречиями; 2) вырабатывать умение использовать правила слитного и раздельного написания не и ни с наречиями.


I. Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями (текст на с. 37 – 38).

После того как учащиеся составят устное высказывание по приведённой в пункте 1 текста схеме, предоставим им время для её заучивания, воспроизведения по памяти в тетради, а затем самопроверки и корректировки своей записи.

Внимательно прочитав пункт 2 текста, учащиеся закрывают книги и выполняют следующее задание.

Задание. Запишите отрицательные наречия, подбирая к ним однокоренные отрицательные наречия с безударной приставкой. Написание приставок объясните.

Некогда - ..., неоткуда - ..., некуда - ..., негде - ... .

Попросим ребят вспомнить, написание слов ещё какой речи регулируется правилом «Под ударением пишется приставка не-, а в безударной позиции – ни-», и выполнить следующее задание.

Задание. Объяснительный диктант. Запишите словосочетания, объясняя написание отрицательных местоимений и наречий.

Ни у кого не спрашивал, некогда поговорить, никогда не поверит, ничем не побрезговал, нигде не остановился, ни о чём не задумался, ничей щенок, ниоткуда не ждал писем.

Затем учащиеся выполняют задание 1 упражнения 562 и делают вывод, что выбор гласных в приставках не- и ни- отрицательных наречий и отрицательных местоимений регулируются одним правилом. Важно, чтобы в своих ответах ученики отметили, что эти приставки с наречиями пишутся всегда слитно, а выбор слитного или раздельного написания с не- и ни-отрицательных местоимений определяется наличием или отсутствием предлогов.

После чтения пункта 3 текста попросим учеников назвать и записать свои примеры слитного и раздельного написания наречий, а затем поработать с упражнением 564.

В слабом классе по своему усмотрению учитель может облегчить работу с упражнением 564, предложив следующее задание.

Задание. Послушайте предложения и объясните написание наречий. Пользуясь рекомендациями, данными в упражнении 564, измените эти предложения так, чтобы наречия с не нужно было писать раздельно, и запишите их в тетрадь.

1) Нерадостно восприняли горожане новость о реконструкции старинных зданий. 2) Этот цветок ещё неглубоко пустил корни, поэтому пересаживать его нельзя. 3) Алексей, продолжая чтение рассказа, неприветливо покосился в сторону вошедшей девочки. 4) Голос актрисы звучал неискренне.

Обратим особое внимание на выразительность прочтения приведённых в упражнении 566 высказываний и предложим ученикам объяснить своё понимание высказываний М. Горького и А. Толстого (задание 2) и произнести их по памяти. С целью тренировки пунктуационных умений учитель может предложить следующее задание.

Задание. Запишите высказывания М. Горького и А. Толстого в соответствии со схемами: [А: «П»]. [«П», - а].


II. Способы образования наречий (повторение – упр. 563)

Предоставим возможность учащимся слабого класса использовать предварительно вынесенную на доску опорную запись, чтобы вспомнить, от слов каких частей речи и какими способами могут быть образованы наречия, например: весёлый → весело; весело → невесело; старый → по-старому. Постараемся, чтобы в процессе работы с заданием упражнения 563 ученики ещё раз осмыслили особенности словообразования наречий.


Д. з.: подготовиться к написанию диктанта с творческим заданием (упр. 568) (см. примечание).

Примечание. Сообщим семиклассникам, что на основе приведённого в упражнении 568 текста будет проведён диктант, часть текста ученикам предстоит подробно изложить, а также написать сочинение-миниатюру (пять – семь предложений) с опорой на его содержание.

Резерв – упр. 562 (2).