Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний - Правописание наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний - Правописание наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) тренировать учащихся в написании наречий; 2) вырабатывать умение проводить грамматический анализ для различения наречий с приставками и сходных по звучанию сочетаний: существительных и местоимений с предлогами, прилагательных и предлогов.


I. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 533)

Попросим учащихся объяснить написание наречий из упражнения 530 и в случае необходимости внести коррективы в сделанные дома записи. Затем предложим ученикам послушать историю, составленную одним из учеников на основе рисунка на с. 28 (индивидуальное домашнее задание), записать под диктовку одноклассника, работавшего дома с заданием 2 упражнения 535, предложения с наречиями врассыпную, без оглядки, рассредоточенно (беспорядочно) и выполнить задание 3 упражнения.

После этого ребята послушают сообщение по теме упражнения 538 и запишут отдельные предложения (по указанию учителя), составленные отвечающим при выполнении домашней работы.

Одна из форм работы с упражнением 533 – предупредительный диктант: ученики поочерёдно называют наречия, объясняют их написание, в случае необходимости прибегая к использованию орфографического словаря, называют словосочетание, в состав которого может быть включено это наречие, и записывают это словосочетание в тетрадь. Работа может быть проведена в два этапа: сначала разъясняется написание всех наречий и называются соответствующие словосочетания, а в ходе их записи последовательно проводится повторное объяснение написания наречий.


II. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний (текст на с. 30, 541, 542, текст на с. 32, упр. 547 (1–4) – 549)

В результате работы с текстом на с. 30 учащиеся приходят к следующим выводам:

- наречия и сходные по звучанию сочетания необходимо различать, чтобы не ошибиться в их написании;

- чтобы различить наречия и сходные по звучанию сочетания, необходимо провести грамматический анализ: задать вопрос(-ы), определить способ грамматической связи, которым связано это слово или сочетание слов с другими словами, -- существительное управляет другим существительным (местоимением) или выступает управляемым словом (ставится в определённом падеже) при главном слове в словосочетании; прилагательное и местоимение-прилагательное согласуется с существительным; наречие примыкает к глаголу, прилагательному, существительному, другому наречию.

При рассмотрении приведённых в упражнении 541 примеров обратим внимание учащихся на то, что эти слова омофонами не являются, так как произносятся по-разному. Предложим ребятам задать к выделенным словам (сочетаниям слов) вопросы и определить способ подчинительной связи, ещё раз удостоверившись в том, что наречия вступают в отношения только на основе примыкания, что помогает отличить их от сочетаний слов и написать правильно.

Этот вывод закрепляется в ходе анализа примеров из упражнения 542.

После чтения текста на с. 32 предоставим учащимся возможность самостоятельно построить развёрнутые ответы при анализе примеров 1 – 4 из упражнения 547. Каждый пример могут проанализировать по два ученика, а их одноклассники могут назвать тот ответ, которые оказался правильным, или при совпадении признать правильными оба ответа, или внести необходимые коррективы. В такой же форме может быть проведена работа с примерами из упражнения 548.

В случае необходимости поможем ученикам слабого класса в работе с упражнением 549: предложим ещё раз прочитать текст на с. 32 и подробно разъясним приведённые примеры и примеры, которыми учащиеся анализировали в ходе выполнения упражнения 549.


III. Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий (повторение – упр. 525 (индивидуальное домашнее задание))

Попросим учеников, составившим дома предложения с грамматическими омонимами – формами сравнительной степени прилагательных и наречий, продиктовать их одноклассникам, а ребят, работающих на местах, - провести грамматический анализ с целью определения частеречной принадлежности омонимичных форм. Ученики, подготовившие это задание дома, при необходимости вносят коррективы в ответы одноклассников.


Д. з.: 1) пересказ текстов на с. 30, 32; 2) упр. 544, 547 (5 – 11); 3) индивидуальные задания – упр. 543, 551 (см. примечание).

Примечание. Распределим задания упражнений 543 и 551 между несколькими учениками (каждый работает с одной парой омофонов по указанию учителя).

Резерв – упр. 546.