Слитное, раздельное и дефисное написание наречий - Правописание наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий - Правописание наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) познакомить учащихся с группами орфографических правил, регулирующих написание наречий; 2) формировать представление о правилах слитного, раздельного и дефисного написания наречий.


I. Группы орфографических правил, регулирующих написание наречий (текст на с. 24, задание на с. 25)

Предложим семиклассникам рассмотреть схему на с. 24, а затем закрыть книги и выполнить следующие задания.

- Назовите заголовок схемы.

- Перечислите группы орфографических правил, которые регулируют написание наречий (их названия заключены в схеме в кружки).

- Какие правила входят в группу «Слитное, раздельное и дефисное написание»? Приведите примеры соответствующих наречий.

- Какие правила включены в группу «Написание морфем»? Назовите и запишите примеры наречий, написание которых регулируется этими правилами.

По своему усмотрению в слабом классе учитель может заменить задание привести примеры наречий, иллюстрирующих правила (задание на с. 25) объяснительным диктантом, разъясняя в случае необходимости их написание.

Задание. Запишите наречия и объясните, какую группу правил иллюстрирует их написание.

Рискованно, настежь, слева, невесело, по-русски; не весело, а грустно; свежо, неуклюже, налево, зелено, невтерпёж, не тут.


II. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (упр. 527 – 529, текст на с. 26 – 27, задания на с. 27, упр. 531, 534 (1, 2))

В слабом классе учитель по своему усмотрению может предложить ребятам использовать при выполнении упражнения 527 слова для справок (слова даются в произвольном порядке), например: рассмотреть, повернуть, передвигаться, встречаться, трудиться, восторгаться, повезло, доказывать, стоять.

После этого ученик, подготовивший в качестве индивидуального задания упражнение 528, по предварительно частично воспроизведённой на доске схеме из упражнения 81 расскажет об образовании наречий и ответит на вопросы одноклассников.

Организуем рассмотрение схемы на с. 25 (материал рубрики «Знайте и применяйте!») и попросим учеников составить и записать словосочетания с наречиями из первых трёх столбиков, а при выполнении задания 1 упражнения 529 рекомендуем учащимся использовать наречия, образованные от прилагательных и причастий. Результатом работы с заданием 2 упражнения будет вывод о том, что наречия, в отличие от местоимений и прилагательных, не могут участвовать в связи согласование, а примыкают к глаголу (существительному, прилагательному), и на этом основании их можно отличить от омофонов.

Учебная игра. После внимательного чтения текста на с. 26 – 27 предоставим учащимся время (5 минут) для выполнения первого задания после текста и предложим им поучаствовать в конкурсе на самое интересное по форме и/или содержанию предложение.

Рекомендуем ученикам при составлении словарных статей использовать в качестве образца этимологический словарик.

Проведём совместную работу с упражнением 531 и затем предложим ребятам вспомнить, подтверждением какого высказывания Льва Успенского могли бы служить приведённые в этом упражнении факты, и попросим открыть и ещё раз прочитать эпиграф к теме «Наречие».

Важно, чтобы при анализе выразительных языковых средств, использованных в стихотворении, для того чтобы передать состояние радости, беззаботности, веселья (упражнение 534), учащиеся (возможно, с помощью учителя) отметили использование морфологических средств - наречий для характеристики предметов и действий (куртки нараспашку, шапки набекрень, (шли) вприпрыжку, бегом); лексических средств - разговорных слов и выражений (нараспашку, куда попало); синтаксических средств – восклицательного предложения, риторического вопроса, предложения с однородными обстоятельствами места (в третьей строфе); приёмов анафоры (Шли куда попало во второй и третьей строфах; А потом... в начале каждой строки четвёртой строфы; весело в двух последних строфах), лексического повтора (шли в первой – третьей строфах; я да ты со мной в первой и пятой строфах) и т. п.

После того как учащиеся выпишут наречия кругом, бегом, домой (задание 2), попросим их доказать, что в первом предложении стихотворного текста использовано не наречие, а форма творительного падежа существительного весна. В случае необходимости обратим внимание учеников на то, что обстоятельство места весной распространено согласованным определениемраннею, то есть прилагательное ранний согласуется со словом весна в единственном числе, творительном падеже, женском роде, в то время как наречие не может участвовать в связи согласование.

При наличии времени учитель может потренировать учащихся в написании зрительного диктанта (по фрагментам): учащиеся прочитывают строфу, объясняют выбор написания отдельных слов и пунктуационных знаков, произносят её вслух наизусть и записывают по памяти в тетради. Само- или взаимопроверка проводится после написания всего стихотворения.


Д. з.: 1) рассказать о слитном написании наречий (схема на с. 25, первая часть схемы на втором форзаце части 1 учебника); 2) упр. 532; 3) по желанию – упр. 534 (3).