Образование степеней сравнения наречий - Степени сравнения наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Образование степеней сравнения наречий - Степени сравнения наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) формировать представление о механизме образования простых и составных форм степеней сравнения наречий; 2) формировать умение правильно образовывать формы степеней сравнения наречий и проводить их морфологический разбор.


I. Механизм образования степеней сравнения наречий (задания, текст, схема на с. 19, упр. 516)

Чтобы облегчить учащимся слабого класса работу с первым заданием на с. 19, предоставим им возможность пользоваться схемой, предварительно составленной на доске учителем.


Образование степеней сравнения качественных прилагательных


Сравнительная степень

Простая форма

    
    

-ее (-ей)

    

-ше

    

    
    
    

сильнее

    

раньше

    

реже

Составная форма

    

более + начальная форма

    

менее +

    

начальная форма

    

более сильный

    

менее строгий

Превосходная степень

Простая форма

    
    

-айш- (-ейш-)

    
    
    

покорнейший

    

строжайший

Составная форма

    

самый, наиболее, наименее + начальная форма

    

самый (наиболее, наименее) глубокий


Предоставим учащимся возможность самостоятельно построить ответ по второму заданию перед текстом. Важно, чтобы после внимательного чтения текста при выполнении второго задания на с. 20 учащиеся отметили:

- грамматическую омонимию форм простой сравнительной степени прилагательных и наречий (Ветер сегодня сильнее; Ветер сегодня дует сильнее);

- сходство механизма образования составной формы сравнительной степени прилагательных и наречий: слова более (менее) присоединяются к форме положительной степени (исходной форме, обозначающей признак вне его прямого сопоставления с другими проявлениями этого признака) прилагательного или наречия (Ветер сегодня более сильный; Ветер сегодня дует более сильно);

- сходство механизма образования отдельных составных форм превосходной степени прилагательных и наречий: слова наиболее (наименее) присоединяются к форме положительной степени прилагательного или наречия (Работа сегодня выполнена наиболее качественно; Эта фабрика выпускает наиболее качественную продукцию).

Обратим внимание учеников на принципиальные отличия в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий:

- простая форма превосходной степени прилагательных образуется с помощью суффиксов -айш- (-ейш-), простая форма превосходной степени наречий – с помощью суффиксов -айше (-ейше);

- составная форма сравнительной степени наречий может быть образована путём присоединения местоимения всего (всех) к простой форме сравнительной степени (глубже всех).

В процессе работы с упражнением 516 подведём учеников к выводу, что простые формы превосходной степени наречий сохранились в речи лишь в единичных устойчивых сочетаниях (покорнейше благодарю, строжайше запрещено), а для выражения значения превосходной степени обычно используются составные формы.


II. Особенности образования сравнительной степени наречий (упр. 517, 518)

Поможем учащимся в ходе выполнения упражнения 517 прокомментировать особенности образования простой формы сравнительной степени наречий, например: «При образовании простой формы сравнительной степени наречия кисло ударение смещается на формообразующий суффикс -еекислѐе. При образовании простой формы сравнительной степени наречиязвонко происходит чередование согласных к//ч: звонко – звонче. При образовании простой формы сравнительной степени наречия жидко происходит усечение производящей основы и чередование согласных д//ж в корне: жидко - жиже».

Напомним учащимся слабого класса, что при составлении предложений по фотоколлажу в упражнении 518 необходимо сравнить по степени проявления признаки действий(а не предметов), названных, например, глаголами лететь, погружаться. Проведём предварительную совместную работу с этим упражнением, попросив ребят устно составить соответствующие предложения, а затем записать их в тетради, подчеркнув формы степеней сравнения наречий как член предложения (обстоятельство).


III. Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий (упр. 520)

Организуем совместную работу с первым предложением, приведённым в упражнении 520, чтобы семиклассники ещё раз осознали: формы степеней сравнения прилагательных обозначают большую (меньшую, наивысшую) степень проявления признака прилагательного, а формы степеней сравнения прилагательных обозначают большую (меньшую, наивысшую) степень проявления признака действия, и на этом основании эти формы легко различить. Чтобы облегчить учащимся работу с предложениями 2–7, подробно прокомментируем первые примеры: «Милей – это простая форма сравнительной степени прилагательного милый, так как обозначает большую степень проявления признака предмета: цветы (каковы?) милей. В предложении эта форма выступает в роли сказуемого. Живее - это простая форма сравнительной степени наречия живо, так как обозначает большую степень проявления признака действия: пробуждают (как?)живее. В предложении является обстоятельством образа действия».


Д. з.: 1) упр. 524; 2) упр. 523 (см. примечание).

Примечание. Предложим учащимся подчеркнуть формы степеней сравнения прилагательных и наречий как члены предложения.

Резерв – упр. 519.