Слова категории состояния - Разряды наречий по значению - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слова категории состояния - Разряды наречий по значению - Текстоведение

Цели урока: 1) формировать представление о значении и грамматических особенностях слов категории состояния; 2) формировать умение отличать слова категории состояния (предикативные наречия, безлично-предикативные слова) от грамматических омонимов: наречий, кратких прилагательных, существительных.


I. Слова категории состояния (текст на с. 17, задания после текста, упр. 510-512)

После внимательного чтения текста на с. 17 семиклассники под руководством учителя составляют его план (первое задание на с. 17), который может быть следующим.

1. Термины для обозначения слов категории состояния.

2. Общее значение и грамматические особенности слов категории состояния.

3. Состав слов категории состояния.

4. Вопрос о словах категории состояния в современной лингвистике.

5. Отличия слов категории состояния от наречий.

В слабом классе заменим задание пересказать текст заданием составить вопросы, соответствующие каждому пункту плана, и предложить их одноклассникам (работа проводится последовательно: сначала с первым вопросом, затем со вторым и т. д.). Поможем ребятам справиться с этой работой, попутно внося дополнительные пояснения.

После выполнения заданий на с. 17 организуем работу с упражнением 510. Сначала выслушаем высказывание учащихся о слове тепло и предложим им подумать, какими ещё частями речи, кроме наречия и слова категории состояния, может являться слово (словоформа), которое пишется и произносится именно так. Свои предположения ученики проверяют по словарику омонимов (раздел «Грамматические омонимы»).

Попросим семиклассникам выписать из словарных статей грамматических омонимов, приведённых в упражнении 510, примеры их использования и подчеркнуть эти слова как член предложения. Поможем ребятам осмыслить их грамматические различия.

По своему усмотрению учитель может предложить ученикам сильного класса самостоятельно выполнить задание упражнения 511 и проверить свою запись по вынесенному на доску отдельными учениками или учителем ответу (I столбик – 2, 3, 6, 9; II столбик – 1, 4, 5, 7, 8, 10). Затем подробно анализируются безличные предложения с главным членом, выраженным словом категории состояния, например: «На душе светло. Слово светло обозначает состояние человека, оно не изменяется – это слово категории состояния, которое является сказуемым односоставного безличного предложения».

Проведём совместную работу с упражнением 512, предложив ученикам слабого класса образец ответа, например: «Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром. (Ф. Тютчев) В это предложении слово глухо – это наречие, так как оно обозначает признак действия: прокатился (как?) глухо, не изменяется и в предложении выполняет роль обстоятельства образа действия».


II. Разряды наречий (повторение – упр. 505, 504)

Чтобы ещё раз акцентировать внимание семиклассников на стилистических возможностях наречий, проведём лингвистический эксперимент: после того как прозвучит выразительное чтение поэтических отрывков, приведённых в упражнении 505, предложим ребятам прочитать стихотворные строки, опуская наречия, и после этого сделать вывод об их изобразительной роли в художественной речи наречий образа и способа действия.

Предложим учащимся выполнить упражнение 504 сначала устно, а затем письменно в соответствии с образцом, и поможем им в этой работе: еже-дн-евн-о, добр-о-воль-н-о, до-сроч-н-о, на-пере-бой, не-хот-я, на-веч-н-о, бес-по-щад-н-о, бес-след-н-о, бес-церемон-н-о, мгновен-н-о, мимо-ход-ом, на-вы-тяж-к-у, на-от-машь, не-по-движ-н-о.


Д. з.: подготовиться к самостоятельной работе по теме «Разряды наречий по значению -- 1) выполнить упр. 514; 2) подготовиться к диктанту по тексту в упр. 508; 3) провести морфологический разбор наречия и слова категории состояния из предложения Алексею стало смешно, и он тихонько прыснул в кулак.