Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий - Разряды наречий по значению - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий - Разряды наречий по значению - Текстоведение

Цели урока: 1) тренировать учащихся в распознавании наречий, имеющих грамматические омонимы; 2) формировать представление о выразительных возможностях наречий.


I. Местоименные наречия (повторение – проверка домашнего задания, упр. 501)

После того как один из учеников расскажет о местоименных наречиях и ответит на дополнительные вопросы одноклассников по содержанию текста на с. 11, проведём творческий взаимодиктант. Ученики называют по памяти примеры местоименных наречий (по группам) и записывают их в составе словосочетаний наречие + глагол (причастие, деепричастие), объясняя выбор написания отрицательных и неопределённых наречий.

Выслушаем высказывания желающих по теме задания 2 упражнения 503, а затем попросим отдельных учеников прочитать составленные на основе фотоколлажа предложения (упражнение 506).

По своему усмотрению учитель может предложить семиклассникам выполнить задание упражнения 501 письменно.


II. Грамматические омонимы (текст на с. 15, упр. 507)

Чтобы проверить, как усвоено содержание текста на с. 15, попросим учащихся ответить на следующие вопросы, приводя соответствующие примеры.

- Какие слова называются грамматическими омонимами? (Слова разных частей речи, совпадающие в звучании и написании в определённой форме: весной (наречие) – весной(существительное в тв. п. ед. ч.) или совпадающие в звучании и написании разные формы одного слова: журавлей (вин. п. мн. ч) – журавлей (род. п. мн. ч.)).

- Как различить грамматические омонимы – наречие и существительное? (Нужно попытаться поставить смысловой и падежный вопросы, определить морфемный состав этих слов.)

Постараемся, чтобы семиклассники осмыслили грамматические различия приведённых в образце к упражнению 507 примеров и организуем совместный анализ использованных в предложениях этого упражнения грамматических омонимов.


III. Роль наречий в художественном описании (упр. 508 (1))

Предложим учащиеся прочитать текст, приведённый в упражнении 508, сначала про себя, чтобы определить общее настроение, которым проникнуто его содержание (настроение радостного оживления, восторженного любования внезапно нарушившей зимнее оцепенение весной), и затем выразительно – вслух.

После того как учащиеся назовут использованные автором тропы, обратим их особое внимание на выразительную роль наречий образа и способа действия: хлопотливо (шнырял), властно(залила), плотно (охватила), победно (шумела), лениво, довольно (отдыхала), влажно (вглядываясь), горячо, сине, ярко (распласталось), целиком (падало).

В слабом классе проведём совместную работу с первой частью задания 2 упражнения, а в сильном учитель по своему усмотрению может предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно, а затем проверить правильность разбора по составу по сделанной отдельными учениками записи на доске (здесь показано только деление на морфемы): ран-о, хлопот-лив-о, в-верх-у, еле, когда, дн-ём, дал-ек-о, выс-ок-о, власт-н-о, плотн-о, с-низ-у, ещё, побед-н-о, лен-ив-о, довольн-о, там, влаж-н-о, горяч-о, син-е, ярк-о, цел-ик-ом, в-глубь.

Поможем семиклассникам проанализировать наречия, имеющие омофоны (наречия вверху, днём, снизу, вглубь) и обратим внимание ребят на то, что для различения наречий и совпадающих с ними по звучанию существительных (существительных с предлогами) нужно обращать внимание на наличие зависимых слов – существительных и прилагательных: в глубь(чего?) веков – заглянуть вглубь; встретились днём – вчерашним днём.

Проследим, чтобы в процессе синтаксического разбора первого предложения последнего абзаца текста учащиеся давали развёрнутые устные комментарии, правильно используя термины, например: «Предложение осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми, связанными одиночным сочинительным соединительным союзом и: небо (что сделало?) распласталось и падало; связанными только интонацией однородными обстоятельствами образа действия, распространяющими сказуемое распласталось: распласталось (как?) горячо, сине, ярко; обособленным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом: падало (как?), сходясь в узкие воронки; обособленным согласованным распространённым определением, выраженным причастным оборотом: поляны (какие?) ставшие озёрами».


Д. з.: 1) внимательно перечитать текст на с. 15; 2) упр. 509.