Типы речи и их сочетание в тексте - Сочетание разных типов речи в тексте - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Типы речи и их сочетание в тексте - Сочетание разных типов речи в тексте - Текстоведение

Цели урока: 1) повторить сведения об особенностях разных типов речи и возможности их сочетания в рамках одного текста; 2) тренировать учащихся в типологическом анализе текста.


I. Рассуждение как тип речи (повторение – проверка домашнего задания, упр. 460, 461)

Предложим отдельным ученикам прочитать свои домашние сочинения-миниатюры, организовав работу так, чтобы прозвучали тексты, созданные по разным темам, и попросим остальных семиклассников оценить работы по следующему примерному краткому плану (план предварительно выносится на доску).

Примерный план оценивания текста-рассуждения

1. Раскрыта тема? Нет отступлений от темы?

2. Соответствует текст заданному типу речи?

3. Достаточно аргументов? Убедительны аргументы?

4. Продумана композиция? Не нарушена последовательность?

5. Нет речевых и грамматических ошибок?

Обратим внимание учеников, что при оценивании ответов можно делать дополнительные замечания и желательно отметить достоинства работы (интересное содержание, необычную композицию, использование ярких языковых средств и т. п.).

После этого делает сообщение ученик, подготовивший в качестве индивидуального задания упражнение 464.

Предоставим возможность учащимся выбрать один из тезисов, приведённых в упражнении 460 (в сильном классе) и в упражнении 461 (в слабом классе), записать в тетрадь этот тезис и два убедительных аргумента, подтверждающих его справедливость, а затем прочитать их вслух и сравнить их по содержанию и форме изложения с аргументами, приведёнными одноклассниками. Исходя из этого, ученики самостоятельно вносят в свои записи коррективы и дополнения.


II. Сочетание разных типов речи в тексте (упр. 469, 470 (1, 2), упр. 472)

Проследим, чтобы в ответах семиклассников с опорой на приведённые в упражнении 469 схемы прозвучала следующая мысль: в описании перечисляются одновременные признаки предмета или говорится о существовании различных предметов в одно и то же время, в повествовании излагаются события в их последовательности, а в рассуждении приводятся тезисы и их доказательства.

С учётом этого комментария учащиеся после внимательного прочтения текста упражнения 470 соотносят абзацы с указанными на полях названиями типов речи и проводят типологический анализ каждого из текстовых фрагментов.

После обоснования отнесённости приведённого в упражнении 472 текста к определённому типу речи и составления описания в качестве первой части рассказа по усмотрению учителя можно провести диктант «Проверяю себя»: учащиеся закрывают книги и записывают текст под диктовку учителя, задавая в процессе записи вопросы о написании отдельных слов и расстановке знаков препинания.


Д. з.: 1) упр. 470 (3) – подготовиться к изложению с творческим заданием (дополнить излагаемый текст описанием); 2) индивидуальное задание – упр. 471 (см. примечание).

Примечание. Распределим задание упражнения 471 между тремя учениками.