Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы - Словообразование самостоятельных частей речи - Разделы лингвистики

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении способа и средств образования существительных и прилагательных; 2) совершенствовать умение определять соответствие слов существующим в языке морфемным моделям; 3) расширять представление учащихся об омонимичных словообразовательных морфемах.


I. Основные способы словообразования (повторение – проверка домашнего задания, словарный диктант)

Попросим отдельных учеников перечислить основные способы словообразования, а затем проведём взаимодиктант: ученики «по цепочке» называют и объясняют примеры, иллюстрирующие разные способы образования слов, и записывают примеры одноклассников.

После сообщений учеников по темам упражнений 38 и 40 можем провести словарный диктант с дополнительным заданием (по усмотрению учителя): продиктуем ребятам для записи словосочетания из упражнения 35 и предложим составить словообразовательные пары и определить способ образования слов изменение, ударение, накопление, удивительные, способности, великолепные, преподаватели.


II. Образование слов с помощью суффиксов и приставок (упр. 45, 47)

Для доказательства того, что приведённые в упражнении 45 слова образованы по указанной в задании схеме учащиеся записывают эти слова в составе словообразовательных пар. В слабом классе учитель предлагает образец записи, например: подоконник - окно.

Отведём учащимся сильного класса 5 минут на самостоятельную работу с заданием 1 упражнения 47 и по истечении этого времени проверим правильность его выполнения. В слабом классе проведём совместную работу по распределению приведённых слов в соответствующие группы и определению способа их образования и поможем ребятам прийти к выводу, что прилагательное лучезарный является непроизводным, а значит, не соответствует ни одной из приведённых словообразовательных моделей.

По своему усмотрению учитель может сократить объём задания 3, предложив ребятам выбрать для работы по конструированию два-три прилагательных. В ходе проверки определим авторов наиболее интересных предложений.


III. Омонимичные морфемы (упр. 46, текст на с. 20, упр. 48, 49 (1, 2))

Прочитав выразительно отрывок из сказки Николая Сладкова (упражнение 46), учащиеся отметят, что вызывает улыбку неожиданный вывод, к которому приходит один из участников диалога (рыба подкаменщик), выяснив, почему маленького леща называют подлещиком. Подведём учеников к мысли о том, что сходство восприятия существительных подлещик иподкаменщик объясняется прежде всего использованием для образования и того, и другого слова приставочно-суффиксального способа и как словообразовательного средства – омонимичных приставок под- - под-; кроме того, оба эти слова оканчиваются на -щик. Но в то же время словообразовательные модели, которым соответствуют эти слова (подик и подщик) разные, соответственно, разные и значения словообразовательных морфем. Слово подлещик образовано с помощью приставки, которая имеет значение «близкий или подобный, но не являющийся таковым в полной мере» (как в существительном подъёршик), и уменьшительно-ласкательного суффикса -ик, а в слове подкаменщик приставка имеет значение «находящийся ниже чего-либо или непосредственно под чем-либо», а суффикс –щик уменьшительно-ласкательного значения не выражает.

Вывод учеников о необходимости различать омонимичные морфемы подкрепляется содержанием текста на с. 20 и работой с упражнением 48. По своему усмотрению учитель может сократить объём задания упражнения: предложить выполнить морфемный разбор двух-трёх существительных с омонимичными суффиксами и указать морфемный состав остальных слов.

Рассмотрев рисунки к упражнению 49, ребята объяснят, что художник ошибочно предположил, что от существительного грабли можно образовать глагол «грабить» в значении «пользоваться граблями», то есть неправильно мысленно выстроил словообразовательную цепочку. Словообразовательная цепочка существительного грабитель состоит не из трёх, а из двух элементов: непроизводного глагола грабить («отнимать силой»), не родственного существительному грабли, и образованного от этого глагола существительного грабитель со значением «тот, кто занимает грабежом (грабит)». Неправильно понято и значение слова следователь, которое художник толкует как «тот, кто идёт по следу», принимая во внимание первое значение этого многозначного слова след - «отпечаток ноги человека или животного», тогда как значение слова следователь - «должностное лицо, производящее предварительное следствие (выясняющее различные обстоятельства, связанные с уголовным делом)».


Д. з.: 1) упр. 43, 44 (см. Примечание); 2) по желанию – упр. 49 (3).

Примечание. Подготовим учеников слабого класса к выполнению домашнего задания: предложим на уроке устно образовать от указанных названий музыкальных инструментов существительные с соответствующими значениями.