Выразительность речи - Языковые средства выразительности - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Выразительность речи - Языковые средства выразительности - Текстоведение

Цели урока: 1) расширить и углубить представление о выразительности как важной характеристике художественной, публицистической и разговорной речи; 2) развивать умение определять стилевую принадлежность текста; 3) тренировать в описании произведений живописи.


I. Выразительность речи (вопросы и задания на с. 154)

Предоставим учащимся возможность попытаться ответить на вопросы, предваряющие текст на с. 154, а после знакомства с его содержанием внести коррективы и дополнения в свои ответы. По своему усмотрению учитель может уточнить задание перед текстом, предложив, например, составить план на основе вопросов.

В слабом классе организуем совместную работу по составлению плана: ученики читают текст по абзацам и формулируют основной вопрос к содержанию каждого из них. Укажем на возможность при построении плана опираться на вопросы перед текстом. План может быть следующим.

1. Какую речь называют выразительной?

2. Какими средствами достигается выразительность речи?

3. Где и с какой целью используется выразительная речь?

4. В каких стилях речи выражение эмоций неуместно?

В сильном классе можно предложить учащимся самостоятельно найти ответы на вопросы перед текстом в его содержании и только после этого прочитать текст вслух.

Чтобы учащиеся слабого класса справились с заданием 1 упражнения 397, поможем им сформулировать главную мысль каждого текста. Главная мысль учебно-научного текста: «Выразительная речь не только информирует, но и эмоционально воздействует на читателей и слушателей, поэтому она применяется в художественной, разговорной и публицистической речи, а в научной и официально-деловой речи её использование неуместно». Главная мысль публицистического текста – «Интересным собеседником является тот, кто владеет искусством слова – умением эмоционально передавать информацию».

Обратим внимание ребят на рисунок (с. 154) и попросим их доказать, что он является иллюстрацией к тексту.

После того как учащиеся выпишут использованные в тексте причастия (приукрашена, выдумана, устроен, сказано), распределим задание провести морфемный и морфологический разбор по вариантам: I вариант работает с причастиями приукрашена и выдумана, II вариант – с причастиями устроен и сказано. По истечении отведённого на работу времени (5 минут) проведём проверку.

По своему усмотрению учитель может на материале этого упражнения потренировать семиклассников в проведении языкового анализа, предложив выполнить следующие задания.

Задания.

1. Выпишите существительные, образованные путём перехода из разряда причастий, и укажите их морфемный состав. 2. Запишите последнее предложение второго абзаца под диктовку учителя, проверьте свою работу по учебнику и объясните расстановку знаков препинания. Укажите, слова каких частей речи использованы в этом предложении. 3. Запишите первое предложение текста и проведите его синтаксический разбор.

Учащиеся выразительно прочитают тексты, объединённые одной темой – «Одуванчик», но различающиеся стилем речи, то есть сферой использования (учебно-научная литература, художественная литература, периодические издания, инструкция), коммуникативной задачей (сообщение и/или воздействие), стилевыми чертами (точность, однозначность, краткость (лаконизм), объективность, отсутствие эмоциональности; конкретность, образность, эмоциональность), использованными языковыми средствами (термины; глаголы в 1-ом лице единственном числе, односоставные определённо-личные предложения; изобразительно-выразительные средства языка). После этого ребята ответят на вопросы, приведённые в заданиях 1, 2 и восстановят деформированный текст (№2), объясняя выбор написания (задание 3).


II. Описание картины (упр. 399)

Проведём беседу по следующим вопросам и заданиям.

1. Как вы думаете, почему для своего натюрморта И.И. Левитан выбрал одуванчики? (Художник стремился открыть людям скромную красоту и необыкновенную прелесть простых полевых цветов, мимо которых люди обычно проходят, не обращая внимания на их трогательное очарование.)

2. В каком сосуде изображены одуванчики? Почему? (Одуванчики изображены в коричневом глиняном кувшине, горлышко которого облито глазурью. Простая, незамысловатая и такая привычная для нас красота полевых цветов – это неотъемлемая часть русского пейзажа, и поэтому они так органично смотрятся в кувшине, прочно связанном в нашем представлении с русским бытом.)

3. Каков общий колорит картины? (Жёлтые и белые цветы одуванчиков изображены на тёмном фоне. Коричневато-серый тон кувшина сливается с общим фоном картины, а сгущающиеся до черноты тени в правой верхней части картины обрамляют цветы и подчёркивают яркость белых и жёлтых цветов.)

4. Опишите одуванчики, изображённые на картине. В чём особенности натюрморта? (В букет, изображённый И. И. Левитаном, собраны и ярко-жёлтые, и белые, уже отцветшие одуванчики, и нераспустившиеся бутоны – как будто изображена простая история каждого цветка от бутона до пушистого белого шарика. Букет не складывали специально, не подбирали цветы по длине, и поэтому цветы выглядят так живо и естественно.)

5. Перечитайте первое четверостишие стихотворения В. Степанова в упражнении 398 и объясните, как соотносится его содержание с натюрмортом И. И. Левитана.

После проведённой беседы предоставим учащимся время (15 минут) для написания сочинения-миниатюры.


Д. з.: 1) упр. 358; 2) индивидуальные задания – упр. 400, 402 (см. примечание), 405 (2).

Примечание. По своему усмотрению учитель предлагает упражнение двум-трём ученикам.