Виды связи предложений в тексте - Точность и логичность речи - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Виды связи предложений в тексте - Точность и логичность речи - Текстоведение

Цели урока: 1) тренировать умение подбирать ключевые слова для создания собственных текстов; 2) тренировать в построении текстов заданной структуры; 3) повторить сведения о видах и средствах связи предложений в тексте и вырабатывать умение выявлять средства связи предложений и анализировать особенности композиции в образцовых текстах.


I. Ключевые слова. Композиция текста (закрепление – упр. 377, проверка домашнего задания, упр. 383)

Попросим учащихся вспомнить, какие слова называются ключевыми. В слабом классе по своему усмотрению учитель может предложить учащимся воспользоваться материалом текста на с. 143 или предварительно его перечитать.

В слабом классе организуем совместную работу с упражнением 377: после того как ученики рассмотрят фотографии, предложим нескольким ученикам определить главную мысль предполагаемого текста, подобрать заголовок, назвать ключевые слова и затем проведём обсуждение этих ответов. Содержание ответов может быть примерно следующим: «Я озаглавлю свой текст «Рыжий непоседа». Этот заголовок отражает главную мысль сочинения: «Рыжий котёнок не может усидеть на месте, ему всё интересно, поэтому его можно назвать непоседой». Ключевые слова: проснулся, потянулся, понаблюдал, выпрыгнул, побежал, вскарабкался, догнал, пообщался, слез, вернулся, взобрался, залез, проверил, включил, полежал, послушал, решил отдохнуть, растянулся».

После этого предложим высказаться учащимся, успевающим на «4» и «5», по теме упражнения 378.

Затем предоставим слово ученикам, подготовившим высказывание в соответствии с заданием упражнения 375.

Предоставим возможность семиклассникам в течение одной-двух минут повторить содержание текста на с. 147, после чего попросим одного из учащихся его пересказать, а остальных – задать ему вопросы по содержанию.

В слабом классе заменим задание упражнения 383 заданием определить тип речи, идею сочинений, зачины и концовки которых представлены в таблице, а также подобрать соответствующие заголовки. Предложим образец ответа на основе первой пары композиционных элементов, например: «Это зачин и концовка сочинения-повествования, в котором автор выражает мысль о том, что его пребывание в горах стало настоящим приключением. Возможный заголовок – «Настоящее приключение»». Оставшиеся три пары композиционных элементов распределим между группами учащихся (по рядам), а потом проведём совместную проверку.


II. Виды связи предложений в тексте (схемы на с. 149, упр. 385, 387, текст на с. 151, упр. 391

После того как учащиеся составят высказывание по первой схеме на с. 149 и объяснят, что обозначают следующие две схемы, попросим учеников сильного класса самостоятельно составить примеры, иллюстрирующие вид связи предложений в тексте (второе задание на с. 149), а учеников слабого класса – соотнести с этими схемами тексты из упражнения 385.

Предложим ребятам объяснить, что обозначает вынесенная на доску схема, соответствующая второму тексту в упражнении 385: Воробьи ... . – Их ... часы. – Они – на столе. – На него ... .

Предоставим ученикам возможность в течение минуты прочитать текст в упражнении 387 про себя, а затем выразительно – вслух. Затем устно проведём совместную работу с заданием 2, дополняя ответы учеников, и отведём две-три минуты на письменное выполнение задания, которое по окончании работы ребята сверят с записью на доске, сделанной учеником или учителем: (4) ... на этом месте часовенка ... . (5) Под ней ... ручеёк. (6) ... он ... . (7) Потом он проходит ... . (8) Бежит ручей ... .

Попросим учащихся сделать вывод, какие средства связи используются в этом тексте (наречия – там, потом; описательный оборот – это священное место; формы слова – на этом месте; местоимения – под ней, он; контекстные синонимы – проходит, бежит).

По своему усмотрению учитель может дополнить задание 3, предложив составить словообразовательные цепочки: весть → безвестный; прихотливый → прихотливо; правый → справа; левый → слева.

Учащиеся внимательно читают текст на с. 151 и выполняют упражнение 391. В случае необходимости укажем, что для построения доказательства (задание 1) необходимо провести синтаксический разбор первого предложения каждого абзаца.

В слабом классе поможем построить соответствующее доказательство и внесём в ответы необходимые дополнения: «В начале каждого абзаца использовано сложноподчинённое предложение с придаточным условия; главное предложение – односоставное определённо-личное, сказуемое распространено обстоятельством места; придаточное – определённо-личное в первом предложении первого абзаца и в первом предложении второго абзаца и двусоставное – в первом предложении третьего абзаца».

В сильном классе сообщим, что приём повтора синтаксических конструкций называется синтаксическим параллелизмом.

В процессе обсуждения основной мысли текста подведём ребят к высказыванию примерно следующего содержания: «Только тот, кто не идёт уже проторённой дорогой, а прокладывает свою, тот, кто выбирает свой путь, а не указанный другими, может стать первооткрывателем - открыть что-то новое, никому до этого неведомое».

Потренируем пунктуационные умения учащихся на материале упражнения 391. Одна из форм такой работы – графический зрительный диктант, который можно провести по вариантам (по рядам): представители каждого ряда работают с одним из абзацев, ученики, работающие на местах, составляют схемы предложений всего текста и по окончании работы вносят корректировку в записи на доске. После этого предложим ребятам закрыть учебники и проведём слуховой диктант, рекомендовав учащимся пользоваться во время записи текста под диктовку составленными схемами.

Предварительно можно обратить внимание на написание сложных в орфографическом отношении слов, например предложить выписать слова с удвоенными согласными (шоссе, запрессована), указать их морфемный состав и объяснить выбор написания в каждой морфеме.

Потренируем учащихся слабого класса в орфографическом анализе, помогая им выстраивать ответ: «Существительное шоссе несклоняемое, состоит из одной морфемы – корня. После шипящей ш пишем о, так как не можем подобрать однокоренное слово, в котором после этой шипящей стоит буква е. В корне слова шоссе есть удвоенная согласная. В корне словазапрессована -пресс- пишем безударную гласную е, проверочное слово – пресс. В корне слова есть удвоенная согласная. Приставка за- пишется всегда одинаково, независимо от произношения. Запрессована – это страдательное причастие прошедшего времени, особая форма глагола запрессовать, в котором есть суффикс -ова-, так как форма 1-го лица единственного числа оканчивается на -ую – запрессую. Следовательно, в причастии также пишем суффикс -ова-. Запрессована – краткая форма страдательного причастия, поэтому пишем в ней суффикс -н-- одну букву н. Это форма единственного числа женского рода, поэтому пишем окончание ». В завершение анализа подчеркнём зависимость написания словоформ от их грамматических признаков.

После записи текста под диктовку может быть проведена самопроверка, взаимопроверка или проверка учителем.


Д. з.: 1) на выбор: упр. 390, или 393, или 394; 2) по желанию – упр. 386.

Резерв – упр. 388, 396.

В сильном классе учитель может предоставить учащимся возможность самостоятельно составить схему, показывающую средства связи, а затем сверить её с записью на доске, сделанной учителем.

(1) ... сурок ... . (2) Сурок ... . (3) ... зверёк ... . (4) ... животное ... . (5) ... он ... . (6) Но сурок ... . (7) Он ещё и ... охранник. (8) ... зверёк ... . (9) ... он ... свист ... . (10) Этот сигнал ... . (11) Козы, олени ... к свисту ... . (12) Эти животные ... сигналам сурков. (13) ... зверьков-охранников ... охотиться. (14) Это ... охотники.

В слабом классе проводим совместную работу: учащиеся поочерёдно последовательно анализируют средства связи, выстраивая в тетради соответствующую цепочку; один из учеников или учитель фиксирует названные в устном ответе слова и сочетания слов на доске.