Этапы работы над сочинением (продолжение) - Текст как произведение речи - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Этапы работы над сочинением (продолжение) - Текст как произведение речи - Текстоведение

Цель урока: 1) закреплять представление об этапах работы по созданию текста; 2) тренировать учащихся в проведении смыслового, типологического и стилистического анализа готовых текстов; 3) готовить учащихся к созданию собственных письменных речевых произведений.


I. Текст как произведение речи. Типы речи (проверка домашнего задания, упр. 362 (1))

Предложим отдельным ученикам рассказать об этапах создания сочинения и прочитать своё сочинение-миниатюру, а всем желающим – сделать сообщение по заданиям 1, 2 упражнения 363, после чего предоставим слово ученику, подготовившему ответ по заданию 2 этого упражнения.

Предоставим возможность семиклассникам самостоятельно подготовить и сделать сообщение по схеме упражнения 362, а ребятам, подобравшим дома учебно-научные тексты разных типов речи (задание 2 упражнения 362), – подкрепить это сообщение соответствующим иллюстративным материалом.


II. Анализ текста (упр. 366 – 368)

Поможем семиклассникам определить замысел автора текста, приведённого в упражнении 366. Н. Сладков приглашает читателя к размышлению: предлагает сопоставить факты из жизни живой природы, с тем чтобы подготовить к восприятию вывода – главной мысли, выраженной в заключительном абзаце текста. Выражению мысли о том, что в природе не бывает абсолютно вредного или абсолютно полезного животного, способствуют ключевые слова, с помощью которых автор создаёт представление о вреде и пользе, которую приносят одни и те же птицы и животные: «противная» - очень полезное, красавица – опасный вредитель, говорили – видите, очень полезные – грабят, слышали – видите, большой вред – большую пользу, враг – друг, «противно» - «красиво», абсолютно вредного – абсолютно полезного, вред – польза.

Проводя частичный типологический анализ, семиклассники называют тезис (первое предложение), аргументы (содержание второго, третьего, четвёртого абзацев), вывод (содержание повествовательных предложений в последнем абзаце текста). Обратим внимание ребят на стройность композиции текста-рассуждения, которая создаётся его чёткой структурой и сходством строения абзацев: в каждом из них использован приём противопоставления - во втором и третьем абзацах противопоставление выражено в рамках одного сложного предложения, в четвёртом абзаце оно выражается в группе предложений.

Анализируя текст по приведённому в задании 3 упражнения 366 плану, учащиеся отметят, что для усиления авторской мысли используется лексический повтор (очень полезное(животное) – очень полезные (птицы), большой вред – большую пользу, абсолютно вредного – абсолютно полезного). Укажем также на употребление в близком контексте однокоренных слов (учитпереучивает в первом предложении), выполняющее особую стилистическую задачу – кратко, ёмко и выразительно передать мысль автора о том, что наблюдения за происходящим в природе, обучение у природы помогает человеку составить своё представление о некоторых птицах и животных, отличное от общепринятых представлений. Подчеркнём, что автор умело использовал стилистические ресурсы словообразования, акцентировав внимание читателя на том значении, которое сообщает слову приставка пере- («повторно, заново совершить действие, названное исходным (производящим) глаголом»).

После того как ученики назовут использованные в тексте антонимы (вред – польза, враг – друг, вредный – полезный), обратим их внимание на роль в создании противопоставления контекстных антонимов («противная» -- полезное, красавица – вредитель, «противно» - красиво).

В случае затруднения учащихся при выполнении задания 4 сообщим, что дефис используется между определяемым словом и согласованным приложением – орфограмма «Слитное, раздельное и дефисное написание», а тире, как пунктуационный знак, – между составом подлежащего и составом сказуемого. Дефис выполняет соединительную роль, тире в данном случае используется в разделительной (отделяющей) функции.

Предоставим семиклассникам возможность рассмотреть картину А. А. Рылова «В голубом просторе» и выразить свои впечатления, а затем ответить на вопросы в задании 1 упражнения 367. Обратим внимание ребят на то, что горизонтальное расположение полотна помогает подчеркнуть необъятность открывающегося пространства, идею непрекращающегося движения в этом безбрежном просторе гордых и свободных птиц.

Предложим учащимся подумать над вопросами в задании 2 упражнения и дать свои ответы. В ходе обсуждения подведём ребят к выводу, что нельзя будет описать картину А.А. Рылова без таких ключевых слов, как простор, свободный, вольный, необъятный, безбрежный, бесконечный, голубой, белоснежный, полёт, свет, гармония, красота.

После этого попросим учеников прочитать приведённое в упражнении сочинение семиклассницы и устно ответить на вопросы в задании 3. Поможем ребятам слабого класса увидеть нарушения в логике изложения материала.

В ответах на вопрос о том, каким типом речи необходимо будет воспользоваться, чтобы раскрыть тему «За что я люблю весну», прозвучит мысль, что ведущим типом речи должно быть рассуждение, но без элементов описания тоже нельзя будет обойтись. Также в зависимости от замысла автора могут быть использованы элементы повествования.

Напомним ребятам, что каждый пункт плана должен соответствовать теме и логике её развития. В слабом классе продемонстрируем это на готовом примере.

I. Весна – моё любимое время года.

II. За что я люблю весну.

1. Запах весны.

2. Весеннее солнце.

3. Первые весенние цветы.

4. Игры с ручейками.

5. Долгие прогулки.

III. Весеннее настроение.


Д. з.: упр. 369 (см. примечание).

Примечание. В слабом классе проведём предварительную работу: попросим открыть текст на с. 138–139 и продемонстрируем, как на его основе создать краткую инструкцию в соответствии с предложенной темой, например:

Приступая к написанию сочинения, определите его основную мысль (идею).

После этого обдумайте содержание: наметьте микротемы, определите их примерную последовательность и составьте план. Подготовьте рабочие материалы: запишите слова, словосочетания, предложения, необходимые для раскрытия темы.

Следующий этап работы – написание сочинения. Старайтесь использовать наиболее точные слова и выражения, сделать речь последовательной, богатой и выразительной.

В заключение проводится окончательная обработка написанного текста – редактирование.