Правильное употребление местоимений - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правильное употребление местоимений - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Цели урока: 1) отрабатывать навык правильного произношения падежных форм местоимений, трудных в орфоэпическом отношении; 2) совершенствовать умение учащихся образовывать падежные формы местоимений и правильно использовать их в речи; 3) формировать умение правильно использовать притяжательные местоимения в речи.


I. Правильное употребление числительных (повторение – проверка домашнего задания)

Организуем хоровое проговаривание по рядам форм творительного падежа числительных 888, 1211, после чего попросим отдельных учеников прочитать предложения, составленные в соответствии с заданием 2 упражнения 321, и восстановленные предложения из упражнения 324. Ученикам, выполнившим упражнение 323 (2) – по желанию, предоставим возможность прочитать свои сочинения.


II. Правильное употребление местоимений. Орфоэпические нормы (упр. 326 – 328)

Поможем учащимся слабого класса сформулировать правила орфоэпии, регулирующие произношение приведённых в упражнении 326 слов: «Сочетание букв чт в местоимениях произносится как [шт], исключение составляет неопределенное местоимение нечто, в котором это сочетание произносится как [ч'т]»; «В окончании родительного падежа единственного числа прилагательных и местоимений в мужском и среднем роде буква г обозначает звук [в], например [й'ивό], [май'ивό]».

Учеников сильного класса попросим составить транскрипции падежных форм его и моего.

Прежде чем ученики слабого класса приступят к составлению предложений в соответствии с заданием упражнения 327, организуем хоровое проговаривание словосочетаний, предварительно записанных на доске учителем, например:

Р. Скόльких девочек, стόльких мальчиков, нѐскольких взрослых.

Д. Скόльким девочкам, стόльким мальчикам, нѐскольким взрослым.

П. О скόльких девочках, о стόльких мальчиках, о нѐскольких взрослых.

После этого распределим задание между группами учащихся (по рядам): 1 ряд составляет предложение с падежной формой местоимения столько, 2 ряд – с падежной формой местоимениясколько, 3 ряд – с падежной формой местоимения несколько. Через две минуты предоставим возможность желающим прочитать составленное предложение и попросим двух-трёх авторов наиболее интересных предложений продиктовать их одноклассникам.

В случае необходимости поможем ученикам слабого класса сделать обобщение об особенностях произношения падежных форм местоимения сам: «При изменении местоимения сам по падежам, родам и числам ударение переходит с основы на окончание. Исключение составляют формы множественного числа именительного и винительного (если местоимение сочетается с неодушевлённым существительным) падежа, в которых ударение сохраняется на основе».


II. Грамматические нормы (упр. 329, 330)

В процессе работы с упражнением 329 сообщим ребятам, что н не добавляется к притяжательным местоимениям, образованным от личных, а также к падежным формам личных местоимений, если эти местоимения употреблены с предлогами благодаря, вопреки, согласно, навстречу и с некоторыми другими, например: вопреки ему, согласно ей, навстречу им. Также нне добавляется, если местоимение стоит после простой формы сравнительной степени прилагательного и наречия: больше его, лучше её. На основе этого учащиеся сделают вывод, что ошибок нет в предложениях 4, 7.

В слабом классе проведём совместную работу с упражнением 330, указывая ребятам на возможные способы устранения двусмысленности, вызванной неправильным использованием личных местоимений в рамках предложения и в качестве средства связи предложений в тексте (использование вместо личных местоимений форм слова, языковых и контекстных синонимов, описательных оборотов, синонимов), например: «1) Я взял рыбу из корзины и передал эту рыбу (эту корзину) маме. 2) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся на соседа, а велел содрать с убитого зверя шкуру. 3) У Троекурова был сын Саша, для которого помещик (отец) взял учителя. 4) Кирила Петрович и его гости пошли на псарный двор. Троекуров имел 500 гончих и борзых. Хозяин и гости (помещики) разговаривали между собой. Только один Дубровский ничего не говорил».


IV. Лексические нормы (упр. 331)

Проведём совместную работу с упражнением 331, помогая учащимся определить возможность или невозможность указанной замены и дать соответствующее обоснование. Обратим внимание учащихся на то, что когда в предложении говорится о предмете, лице, свойстве, качестве, принадлежащем производителю действия, то для указания на эту принадлежность вместо притяжательных местоимений 1-го и 2-го лица предпочтительнее употреблять притяжательное местоимение свой. В процессе анализа поэтических строк отметим, что местоимение мой в единицах описанной структуры используется для усиления эмоциональности высказывания, а также при подчёркивании принадлежности предмета, лица, свойства, черты характера кому-либо или личной причастности говорящего к чему-либо.


Д. з.: 1) упр. 332 (см. примечание); 2) упр. 325.

Примечание. Готовя семиклассников к выполнению упражнения 332, предложим им вспомнить правило написания отрицательных местоимений, пользуясь опорной записью, предварительно сделанной на доске, например: ни с кем не разговаривал, ничем не интересовался; не у кого узнать, некого спросить.