Предложения с обособленными членами - Пунктуация - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Предложения с обособленными членами - Пунктуация - Правописание морфем

Цели урока: 1) повторить условия обособления определений, выраженных причастными оборотами, и обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и тренировать учащихся в правильном пунктуационном оформлении простых предложений, осложнённых этими конструкциями; 2) формировать представление о пунктуационном оформлении простых предложений со сравнительным оборотом и об изобразительной функции сравнительных оборотов в художественной речи.


I. Разделы пунктуации (повторение – проверка домашнего задания)

Учащиеся делают сообщение на тему «Разделы русской пунктуации» и перечисляют знаки препинания, называя примеры конструкций, в которых они могут быть использованы (упр. 263).

После этого ученики выразительно читают текст из упражнения 267 и составляют высказывание примерно следующего содержания: «Это повествование с элементами описания, автор рассказывает о своей встрече с медведем и описывает его действия. Возможный заголовок – «Ловкий лакомка»».


II. Предложения с обособленными членами (упр. 269, 270 (1 – 3))

Прежде чем учащиеся приступят к выполнению задания 1 упражнения 269, предложим им назвать условия обособления определений, выраженных причастными оборотами, и обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

Обсуждая содержание задания 2 упражнения 269, напомним, что обособленные члены выделяются не только в смысловом, но и интонационном отношении. Поможем учащимся услышать и воспроизвести интонационные особенности обособленных членов: перед обособленными членами происходит повышение тона, делается пауза, они выделяются фразовым ударением. Рекомендуем использовать эти сведения при прочтении стихотворения в упражнении 270.

Отвечая на вопрос задания 1 упражнения 270, ребята обратят внимание на повтор слов в начале каждой строки стихотворения Виктора Лунина. В сильном классе сообщим, что такой повтор носит название анафоры (единоначатия). Предоставим учащимся сильного класса три минуты для подготовки к записи стихотворения под диктовку, а после диктанта предложим проверить свою работу по учебнику.


III. Предложения со сравнительными оборотами (упр. 274)

Попросим ребят вспомнить, с помощью каких союзов присоединяются сравнительные обороты (как, будто, как будто, словно, точно) и каково их пунктуационное оформление, а затем провести пунктуационный анализ приведённых в упражнении 274 предложений.

В процессе наблюдения над изобразительно-выразительными возможностями сравнительных оборотов, использованных в поэтических строках, семиклассники приходят к выводу, что эта синтаксическая конструкция является средством создания ярких художественных образов.


Д. з.: 1) упр. 272; 2) по желанию – упр. 273, 275; 3) индивидуальное задание – упр. 276.