Правописание морфем (продолжение) - Урок 2 - Орфография - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правописание морфем (продолжение) - Урок 2 - Орфография - Правописание морфем

Цели урока: 1) повторить сведения о значении приставок при- и пре- и совершенствовать умения выбора этих приставок на письме; 2) повторить основные правила выбора гласных в суффиксах глагола и страдательных причастий настоящего времени и тренировать в написании соответствующих форм глаголов и причастий; 3) повторить сведения о написании -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.


I. Правописание удвоенных согласных (проверка домашнего задания)

Предложим учащимся сделать сообщение по заданию упражнений 217 и 215 (1) и проследим, чтобы в ответах по теме задания 1 упражнения 215 прозвучали следующие высказывания: «Это тексты научно-популярного стиля, так как в них в доступной для неподготовленного читателя форме сообщаются важные научные сведения и сведения о производственном процессе. Сфера применения – научно-популярная и учебная литература. В первом из них в доступной форме описывается процесс изготовления бумаги, используются термины (целлюлоза, соляная кислота), профессиональные слова (όтжим). Возможный заголовок – «Изготовление бумаги». Автор второго текста объясняет, как в атмосфере происходит кристаллизация, а при падении кристаллов – образование снежных хлопьев. Используются термины (холодные слои атмосферы, кристаллизация). Возможный заголовок – «Как образуется снег»».

После этого проведём объяснительный самодиктант: ученики диктуют одноклассникам подобранные дома слова с удвоенными согласными в корне, двумя согласными на стыке приставки и корня и с орфограммой «Буквы -н- и -нн- в суффиксах прилагательных» (задание 2 упражнения 215) и объясняют их написание.

Предоставим учащимся внимательно перечитать слова из упражнения 216, а затем попросим их закрыть учебники, записать эти слова под диктовку и самостоятельно проверить правильность написания по книге.

Учебная игра. «Кто больше?». Предложим представителям команд (рядов) поочерёдно называть подобранные в соответствии с заданием 2 упражнения 216 примеры, отчётливо проговаривая их по слогам. Побеждает та команда, чьи представители назовут большее количество примеров. Условие: нельзя называть примеры из упражнений 215 и 216.


II. Правописание приставок пре- и при- (упр. 218, 219 (1))

После того как семиклассники назовут глаголы с приставками пре- и при- в соответствии с заданием 1 упражнения 218 (пришивает, придерживает, приучает, прикасается, присматривается, приклеивает, прикалывает, пребывает (в хорошем настроении), и т. д.), и попросим вспомнить основные значения, которые придают глаголам эти приставки, заполнив пропуски в следующей таблице, предварительно вынесённой на доску.


Приставка при-

Приставка пре-

1. …

Приходить, приставить, прибавить.

2. …

Пришкольный, прибрежный.


3. …

Приоткрыть, прилечь.

4. …

Присвистывать, приплясывать.

5. …

Придумать, пристукнуть.

1. …

Преинтересный, прехорошенький.

2. …

Превращать, преступать.


Затем учащиеся записывают образованные от данных в упражнении слова, объясняя выбор приставки пре- или при-. По своему усмотрению учитель может предложить распределить эти слова по группам в соответствии с заполненной таблицей. Назовём глаголы для работы со второй частью задания 2 упражнения: прибыть, присесть, преодолеть – и определим автора наиболее интересного из составленных предложений.

Работу с заданием 1 упражнения 219 можно предложить выполнить самостоятельно, а затем организовать взаимопроверку. После этой части работы попросим ребят ещё раз выразительно прочитать пословицы и устно объяснить своё понимание третьей и седьмой из них.


III. Правописание суффиксов глагола и его особых форм (упр. 223, 225)

Попросим учащихся по предварительно вынесенной на доску опорной записи вспомнить правило написания суффиксов –ива- (-ыва-) - -ова- (-ева-) глаголов.

Рассказывать (рассказываю), советовать (советую).

После этого ребята проведут орфографический анализ текста упражнения 223, попутно указывая морфологические признаки использованных в нём глаголов.

Напомним ученикам, что страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида, и предоставим им возможность записывать глаголы в форме 2-го лица множественного числа, соотнося гласную в личном окончании глагола с гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени, например: нарушать (I спр.) - нарушаем тишину нарушаемая тишина.

По своему усмотрению учитель может сократить задания упражнения 225: попросить учащихся включить в состав предложения одно из словосочетаний и провести морфологический разбор страдательного причастия, в нём использованного.


IV. Суффиксы прилагательных, образованных от существительных (упр. 231)

Предложим семиклассникам записать под диктовку несколько словосочетаний существительное (главное слово) + прилагательное и объяснить выбор -н- или -нн- в суффиксах прилагательных.

Полотняная скатерть, кожаная обивка, осиное гнездо, соломенная шляпка, организационный момент, лунная дорожка, зелёные насаждения, стеклянная ваза, ветреный день.

Предоставим ребятам возможность использовать записанные примеры при составлении устного высказывания (упражнение 231).


Д. з.: 1) упр. 220, 227; 2) по желанию – упр. 219 (2); 3) упр. 224 (см. Примечание), 230.

Примечание. Распределим задание упражнения 224 между двумя учениками (работа с деепричастиями и работа с причастиями).

Резерв – упр. 222, 228.