Разделы русской орфографии. Правописание морфем - Орфография - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Разделы русской орфографии. Правописание морфем - Орфография - Правописание морфем

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о разделах русской орфографии; 2) тренировать в использовании принципа единообразного написания морфем на письме; в различении омофонов.


I. Словарный диктант с грамматическим заданием (проверка домашнего задания)

Предоставим возможность учащимся в течение минуты повторить написание слов, входящих в словосочетания орфографического минимума (упр. 201), а затем закрыть книги и записать эти словосочетания по диктовку учителя. Чтобы потренировать учеников в умении концентрировать внимание, продиктуем словосочетания для записи парами: первое словосочетание каждой пары записывает первый вариант, второе словосочетание – второй вариант.

Грамматическое задание может быть следующим.

Задание 1. Найдите словосочетания, соответствующие схемам: действительное причастие (главное слово) + существительное; страдательное причастие (главное слово) + существительное. Составьте с ними два предложения, в одном из которых словосочетание используется в роли обособленного распространённого определения, а в другом – необособленного распространённого определения.

Задание 2. Используя словосочетания из ряда записанных (на выбор) составьте и запишите предложение, осложнённое обращением, и предложение, осложнённое вводным словом.


II. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (задания на с. 78)

В процессе обсуждения первого задания § 6 подведём учащихся к мысли о том, что знаки препинания помогают правильно и быстро понимать письменный текст: абзац (красная строка) выделяет композиционно-смысловые части текста; точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки отделяют высказывания друг от друга и помогают понять их цель, а также эмоциональную окраску. Отражая синтаксическое строение предложения и его интонационное оформление, запятые, точка с запятой, двоеточие помогают воспринимать высказывания в точном соответствии с замыслом их автора, а такие выделяющие знаки, как кавычки, скобки, а также тире и запятая при парном употреблении помогают создать смысловое выделение отдельных фрагментов высказывания. Ошибки в пунктуационном оформлении предложений затрудняют письменное общение, а их отсутствие делают такое общение невозможным.

Предложим семиклассникам устно сформулировать основные правила каждого раздела орфографии и в случае необходимости внесём дополнения в их ответы: «Морфемы пишутся одинаково, независимо от произношения. Морфемы в пределах слова пишутся слитно, реже через дефис; слова друг с другом пишутся раздельно. С прописной буквы пишутся собственные имена и наименования и первое слово предложения, остальные слова пишутся со строчной буквы. Слова переносятся по слогам с учётом их морфемного членения».


III. Правописание морфем. Различение омофонов в устной речи и на письме (упр. 204 – 206, 209)

Предоставим возможность всем желающим назвать соответствующие заданию упражнения 204 примеры слов и подведём учащихся к выводу о том, что один и тот же корень может быть представлен в двух и более вариантах, поскольку при изменении слова или при образовании новых слов в корне могут происходить чередования гласных и/или согласных.

Основным результатом работы с упражнениями 205 и 206 должен стать вывод о том, что необходимо учитывать существующее в русском языке явление омонимии и использовать омофоны в устной речи в том контексте, который помогает понять их точное лексическое значение, и учитывать эти значения для правильного оформления омофонов на письме. Ученики ещё раз отметят, что омофоны являются разными словами, следовательно, имеют разные значения и разные однокоренные слова (изморозь – морозить, изморось – моросить).

Работа с омофонами, схематически представленными в упражнении 209, обнаруживает сходство их морфемного состава: многие пары омофонов построены по единой словообразовательной модели.


Д. з.: 1) упр. 202; 2) по желанию – упр. 203; 3) индивидуальное задание – упр. 207 (см. примечание).

Примечание. Задание упражнения 207 распределим между двумя-тремя учениками.

Резерв – упр. 208.