Исторические изменения русского языка - Язык как развивающееся явление

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Исторические изменения русского языка - Язык как развивающееся явление

Цели урока: 1) закреплять представление о языке как развивающемся явлении; 2) расширять и углублять представление о назначении этимологического анализа и тренировать учащихся в применении знаний об этимологии слова для определения исторического родства слов, изменений в морфемном составе, а также их написания.


I. Этимология как раздел лингвистики (проверка домашнего задания, упр. 4, 5)

Отвечая на вопрос задания 2 упражнения 7, ребята отметят, что 1 – 3 высказывания объединены мыслью о том, что в языке отражается история народа, все изменяющиеся и сменяющие одно другое явления жизни, а высказывание 4 наиболее ёмко выражает мысль о языке как развивающемся явлении и подводит итог рассуждениям на эту тему.

После этого семиклассники расскажут о предмете изучения этимологии и продемонстрируют умение использовать этимологический словарь для объяснения происхождения слов (вопросы на с. 4).

По своему усмотрению учитель может сообщить, что греческое слово etymos означает «истинный, верный», а logos – «смысл, значение», то есть этимология помогает понять, почему мы называем какой-либо предмет, какое-либо явление так, а не иначе.

В процессе работы с упражнением 4 продолжаем разговор об изменениях, которые происходят в языке с течением времени (например, в морфемном составе), и о том, что сведения об этих изменениях можно найти в этимологическом словаре. В упражнении это показано на примере слова великий.

Обратим внимание семиклассников на то, что этимологический анализ слов помогает понять, какие корни, приставки, суффиксы выделялись в словах раньше, и предложим показывать исторический состав слов по образцу, данному в упражнении. Объясним, что со временем внутренняя форма слова стирается, становится для нас непрозрачной, и с учётом современных представлений о морфемном составе слов в них уже не выделяются определённые словообразовательные морфемы. После того как ребята проанализируют морфемный состав слов с учётом исторических изменений, попросим их доказать, что этимологический анализ помогает объяснить правильное написание слов.

Свои предположения об общем этимологическом (историческом) корне каждой пары слов, иллюстрации к которым приведены в упражнении 6, учащиеся проверят по этимологическому словарю.


II. Исторические изменения русского языка (упр. 8, 9, 10 (1))

Анализируя содержание и типологическую структуру текста, приведённого в упражнении 8, ребята отметят, что его главная мысль выражена в предложении, составляющем первый абзац, которое является основным тезисом рассуждения, а каждый последующий абзац открывается аргументом в сопровождении примеров. Последний абзац текста содержит вывод. Попросим учеников также обратить внимание на строение каждого абзаца.

Примерный план текста.

Язык – развивающееся явление.

История возникновения беглых гласных.

Исторические изменения в грамматике русского языка.

Исторические изменения в лексике.

«Живой как жизнь».

Поможем ребятам понять, что фотография и рисунок на с. 6 иллюстрируют исторические изменения в фонетической системе и в лексике русского языка соответственно, и подведём их к мысли о том, что содержание текста раскрывает тезис о том, что язык является развивающимся явлением, то есть соответствует названию § 1.


Д. з.: 1) упр. 5; 2) упр. 12 (см. Примечание); 3) индивидуальное задание – упр. 11; 4) по желанию – упр. 10 (2).

Примечание. Предложим учащимся при составлении устного высказывания использовать материал упражнений 2, 7, 8 и других упражнений параграфа.