Глагол - Грамматика: морфология и синтаксис - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Глагол - Грамматика: морфология и синтаксис - Разделы лингвистики

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о морфологических признаках глагола; 2) повторить грамматические признаки причастия и тренировать учащихся в морфологическом разборе этой особой формы глагола.


I. Именные части речи (повторение – проверка домашнего задания)

По усмотрению учителя может быть проведён фронтальный опрос по следующим вопросам и заданиям:

· Расскажите о частях речи в русском языке.

· Назовите разряды прилагательных и охарактеризуйте каждый из них. Приведите соответствующие примеры.

· Перечислите разряды местоимений и назовите состав каждого разряда.

· На какие два разряда подразделяются имена числительные по значению и грамматическим признакам? Каковы разряды числительных по строению?

· Назовите разряды количественных имён числительных. Приведите примеры числительных каждого разряда.

После этого предложим ребятам обменяться тетрадями, проверить друг у друга работу с упражнением 146 и высказаться по заданию 3. В ответах учащихся должна прозвучать мысль о том, что тексты научного и делового стиля характеризует точность и объективность, отсутствие эмоциональности и образности, поэтому в научных и деловых текстах часто используются имена числительные, которые способны выражать объективную информацию о точных количествах чего-либо, датах, времени и т. д.


II. Морфологические признаки глагола (упр. 150, 153, 155)

В сильном классе по своему усмотрению учитель может организовать работу по совместному составлению схемы, показывающей морфологические признаки глагола: учитель на доске фиксирует в схеме ответы учащихся на следующие вопросы.

· Какие две группы морфологических признаков существует у самостоятельных частей речи?

· Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.

· Назовите непостоянные признаки глагола. Какой непостоянный признак мы определяем прежде всего, характеризуя глагольные формы? Почему?

· Перечислите наклонения глагола и объясните, почему категория времени характеризует формы только одного из наклонений.

· Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени, с одной стороны, и в прошедшем – с другой?

· Как изменяются глаголы в повелительном и условном наклонении?

После этого учащиеся сверяют составленную под руководством учителя схему со схемой в упражнении 150 и выполняют упражнение 153.

В слабом классе учитель по своему усмотрению может предложить учащимся сначала выполнить задание 2 упражнения 153 и определить грамматические признаки записанных глаголов.

Прежде чем учащиеся приступят к работе с упражнением 155, попросим их вспомнить, какие глаголы называются безличными. В случае необходимости напомним, что безличными называются глаголы, представляющие действие как происходящее само собой, без действующего лица или предмета, поэтому в предложении безличные глаголы и личные глаголы в значении безличных (светлеет, пахнет) являются сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащих. Напомним, что безличные глаголы обычно выступают в форме 3-го лица единственного или множественного числа (знобит, смеркается) или в форме прошедшего времени единственного числа среднего рода (знобило, смеркалось).

После работы с заданиями упражнения 155 попросим ребят выписать из текста предложение, осложнённое обособленными обстоятельствами, однородными сказуемыми и сравнительными оборотами и провести его пунктуационный разбор.


III. Изложение-миниатюра (упр. 157)

Проводя текстоведческий анализ в соответствии с заданиями упражнения 157, учащиеся составят высказывание примерно следующего содержания: «Тема текста – «Использование лыж в Древней Руси», идея – «На Руси лыжи широко использовались с самых древних времён, прежде всего для охоты и в военных походах». Текст можно озаглавить «Древние лыжи», «Лыжи в Древней Руси». Это научно-популярное описание с элементами рассуждения. Для связи предложений в первом абзаце использованы формы слова (лыжи – (на) лыжах, короче – короткая), местоимение (им)».

Предложим семиклассникам назвать общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки причастий, сверить свои знания с планом морфологического разбора и проверить знания друг друга в парах. После этого учащиеся проведут морфологический анализ причастий, использованных в тексте упражнения 157 (задание 3). Эту работу можно распределить по вариантам: сначала ученики называют использованные в тексте причастия, а затем I вариант работает с причастиями подбитых и обнаружены, а II вариант – с причастиямиотягощённым и найдены.

План текста может быть примерно таким:

1. Охотничьи лыжи.

2. Предки современных лыж.

3. Древние лыжные палки.

Предоставим учащимся возможность ещё раз перечитать первый абзац текста, после чего закрыть книги и письменно изложить его содержание.


Д. з.: 1) упр. 150; 2) упр. 154.

Резерв – упр. 151