Именные части речи (продолжение) - Грамматика: морфология и синтаксис - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Именные части речи (продолжение) - Грамматика: морфология и синтаксис - Разделы лингвистики

Цели урока: 1) повторить сведения о разрядах местоимений и тренировать учащихся в их определении; 2) тренировать в склонении составных количественных или порядковых числительных.


I. Имена прилагательные (повторение – проверка домашнего задания)

Высказываясь по теме упражнения 137, учащиеся сообщат, что качественные прилагательные, в отличие от прилагательных относительных и притяжательных, имеют краткие формы и формы степеней сравнения, и покажут это на примерах проиллюстрированных прилагательных.

В сильном классе можем напомнить о существовании кратких форм и у некоторых притяжательных прилагательных – мамина привета, папина телефона.

После этого попросим отдельных учеников выразительно прочитать поэтические строки И. Бунина и А. Плещеева (упражнение 141) и высказаться по теме задания 2. Предложим ребятам ответить на вопрос, прилагательные какого разряда они использовали в роли эпитетов в своих сочинениях-миниатюрах, и прочитать свои работы (по желанию).


II. Местоимения (упр. 142, 143)

Попросим семиклассников за минуту самостоятельно вспомнить разряды местоимений по значению и записать их названия в столбик в тетради, оставляя свободные строчки. По истечении этого времени отдельные ученики перечисляют разряды местоимений, а остальные проверяют и дополняют свои записи. Отведём ещё три минуты на самостоятельное перечисление состава разрядов и проведём совместную проверку.

Упражнение 142 учащиеся выполняют в соответствии с заданием, подробно объясняя выбор написания на месте пропусков.

Поможем ученикам слабого класса сформулировать ответы по теме задания 3, например: «В слове догадка происходит оглушение согласного под влиянием глухого звука [к], но мы обозначаем звук [т] буквой д, так как в сильной позиции – перед гласным [ы] в проверочном слове догадываться звук обозначен именно этой буквой»; «В слове её четыре звука обозначены двумя буквами, так как в позиции после гласных, разделительных мягкого и твёрдого знака и в начале слова буквы е, ё, ю, я обозначают два звука»; «В слове всё происходит оглушение согласного, который уподобляется по глухости согласному [с']»; «Слово чтобы содержит орфоэпическую трудность: сочетание звуков [шт] обозначено буквосочетанием чт, как, например, в словах что, скворечник»; «В слове больного семь звуков обозначены восемью буквами, так как буква ь звука не обозначает, она используется для обозначения мягкости согласного [л']».

Предложим желающим высказаться по теме упражнения 143, а в случае затруднения учащихся в создании устного высказывания проведём беседу по следующим вопросам.

• Каково общее грамматическое значение местоимений?

• Вместо каких частей речи могут быть использованы местоимения в текстах? Перечислите группы местоимений по грамматическим признакам.

• Определите отличия общего грамматического значения местоимений-существительных от имён существительных, местоимений-прилагательных – от имён прилагательных, местоимений-числительных – от имён числительных.


III. Имена числительные (упр. 145, 148, в слабом классе – чтение текста в упр. 146)

Организуя повторение основных сведений об именах числительных, попросим ребят выполнить следующие задания.

• Вспомните, какие две разряда числительных выделяются в русском языке в зависимости от их общего грамматического значения и грамматических признаков и сформулируйте общее грамматическое значение числительных каждого разряда.

• Перечислите разряды количественных числительных и запишите по два примера числительных каждого разряда.

• Назовите разряды числительных по строению. Запишите одно составное количественное и одно составное порядковое числительное в составе словосочетаний.

На примере составленных учащимися словосочетаний покажем, что количественные числительные (кроме числительного один) согласуются с существительными в формах родительного, дательного, творительного и предложного падежей, а в именительном и винительном падежах управляют существительными, которые ставятся при них в форме родительного падежа (пять карандашей), тогда как порядковые числительные согласуются с существительными во всех падежных формах.

Этот вывод подтверждается в процессе построения словосочетаний по схеме, данной в упражнении 145. Попросим учащихся на основе двух последних из записанных примеров словосочетаний определить особенность склонения составных порядковых числительных и, используя эти сведения, приступить к выполнению задания упражнении 148.

По своему усмотрению учитель может предоставить учащимся возможность использовать записанные даты перечисленных в упражнении 148 событий: 1682 – 1725 гг., 1703 г., 1707 – 1708 гг.; 1709 г.; 1711 г.; 1722 г.; 1725 г. Предоставим возможность нескольким ученикам отчётливо проговорить эти даты вслух.

В слабом классе подготовим учащихся к выполнению домашней работы: предложим им выразительно прочитать текст упражнения 146 вслух, отчётливо проговаривая имена числительные, и попросим отдельных учеников ещё раз проговорить использованные в тексте числительные в составе словосочетаний. Напомним, что в составе предложения числительные образуют с существительными неразложимые словосочетания и выполняют роль одного члена.


Д. з.: 1) повторить разряды местоимений; 2) упр. 146; 3) по желанию – упр. 149.

Резерв – упр. 147.