Именные части речи - Грамматика: морфология и синтаксис - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Именные части речи - Грамматика: морфология и синтаксис - Разделы лингвистики

Цель урока - повторить основные сведения о грамматических особенностях имён существительных и прилагательных и тренировать учащихся в их анализе.


I. Классификация частей речи в русском языке (повторение – проверка домашнего задания)

Выслушаем высказывания отдельных учеников о классификации частей речи и попросим их назвать общее грамматическое значение слов каждой части речи и привести соответствующие примеры.

После этого ученики расскажут о выполнении заданий 2 – 4 упражнения 128 и сообщат, роль каких членов могут выполнять в предложении имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения (задание 1 (вторая часть) упражнения 128).


II. Имена существительные (упр. 129, упр. 130 – индивидуальное домашнее задание, упр. 131)

Попросим учащихся рассказать о существительном как части речи и отведём время на проведение морфологического разбора существительных деревья (I вариант) и (от) запаха (IIвариант) из первого предложения текста домашнего упражнения, а затем сверить свои записи с содержанием устного ответа одного из отвечающих.

Рассмотрев рисунок на с. 51, ребята должны вспомнить о такой особенности существительных общего рода, как способность обозначать лиц как мужского, так и женского пола, в связи с которой прилагательные согласуются с ними то в мужском, то в женском роде в зависимости от контекста: ужасная неряха (в значении ж. р.) – ужасный неряха (в значении муж. рода). Отметим, что отмеченная способность существительных общего рода обусловлена оценочной ролью, которую выполняют в языке такие существительные.

Ученик, подготовивший в качестве индивидуального задания упражнение 130, выскажется по его теме и ответит на вопросы одноклассников.

В процессе работы с каждой из приведённых в упражнении 131 схем предоставим возможность нескольким учащимся назвать свои примеры словосочетаний. Выполнив это задание, семиклассники сделают вывод, что имена существительные могут составлять словосочетания со словами всех частей речи, причём выступать в роли как главного, так и зависимого слова.

Попросим ребят рассказать, в роли каких членов предложения могут выступать имена существительные, привести и записать соответствующие примеры.


III. Имена прилагательные (упр. 132, 135 (1, 2), 136, 138, 139)

Основная цель работы с упражнением 132 – ещё раз подчеркнуть необходимость различать однокоренные слова, близкие по звучанию, но обладающие разными значениями и лексической сочетаемостью – паронимы (термин вводится по усмотрению учителя в сильном классе). Распределим задание между группами учащихся (по рядам) и через две-три минуты предложим представителям каждого ряда назвать различия в значении одной из пар прилагательных и продиктовать одноклассникам составленные словосочетания.

В слабом классе предложим учащимся основу для схемы, которую необходимо построить в соответствии с заданием 1 упражнения 133.


Разряды имён прилагательных


По своему усмотрению учитель может предоставить ученикам слабого класса необходимый лексический материал для замены приведённых примеров. В этом случае задача учащихся будет заключаться в умении правильно определить разряд и группу по значению прилагательных: горьковатый, гигантский, осиный, вчерашний, медно-красный, стеклянный, гордый, неуклюжий, барсучий, молоденький, шахматный, придорожный.

Организуя рассмотрение схемы в упражнении 136, сразу обратим внимание ребят на то, что первому подзаголовку («Словосочетания с полным прилагательным») соответствует две схемы, а второму («Словосочетания с кратким прилагательным») – одна, и попросим их ответить на вопрос, чем вызвано такое различие. Важно, чтобы семиклассники ещё раз осмыслили невозможность построения словосочетания с кратким прилагательным в роли зависимого слова.

По своему усмотрению учитель может предложить ребятам устно проанализировать примеры, приведённые в упражнении 138 под цифрами 1 – 3, записать в тетради примеры под цифрой 4 и провести морфологический разбор полной и краткой форм прилагательных, использованных в записанных в этих предложениях.

Попросим ребят назвать чередования, которые происходят в корнях прилагательных при образовании форм сравнительной степени (упражнение 139), и привести свои примеры подобных чередований (простой – проще, густой – гуще, молодой - моложе).


Д. з.: 1) упр. 141; 2) индивидуальное задание – упр. 137 (см. Примечание).

Примечание. Задание упражнения распределим между двумя учениками и попросим их подготовить сообщение о грамматических особенностях, отличающих качественные прилагательные от относительных и притяжательных.

Резерв – упр. 134, 140, 139 (3).