Различение грамматических омонимов – Омонимия слов разных частей речи - Трудные случаи разграничения языковых явлений

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Различение грамматических омонимов – Омонимия слов разных частей речи - Трудные случаи разграничения языковых явлений

Цель урока: развивать умение учащихся опознавать и различать грамматические омонимы.


I. Омонимия и многозначность (повторение – проверка домашнего задания)

Попросим учеников прочитать составленные дома предложения с лексическими омонимами (упражнение 908) и многозначными словами, использованными в разных значениях (упражнение 909), а затем продиктуем сочетания из упражнения 906 («Орфографический минимум») или проведём взаимодиктант: учащиеся по очереди называют сочетания слов из упражнения 906, а те, которые ребята не вспомнили, диктует учитель. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам два-три из следующего ряда дополнительных заданий.

1. Заключите использованные в сочетаниях слов предлоги в треугольник, союзы – в кружок, а частицы – в ромб.

2. Поставьте вопросы к использованным в подчинительных словосочетаниях наречиям.

3. Найдите прилагательное (-ые) в краткой форме и выделите окончание.

4. Укажите морфемный состав причастий.

5. Найдите и подчеркните в записанных сочетаниях слов омофоны.

6. Укажите, в каких падежных формах использованы в составе данных словосочетаний местоимения.

7. Выпишите из сложных словосочетаний простые словосочетания со связью согласование.


II. Различение грамматических омонимов (упр. 914, 915, 917).

В слабом классе при выполнении задания 1 упражнения 914 попросим учеников проанализировать готовые примеры – определить, какие грамматические омонимы используются в каждой паре предложений.

1) О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н. Некрасов) – А волны моря с печальным рёвом о камень бились... (М. Горький) 2) У! Я с шести лет одна дома оставалась, и то ничего! (Ю. Сотник) – Жил старик со своею старухой у самого синего моря. (А. Пушкин) 3) На тебе ключ, только не потеряй. – Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на поднятых парусах. (А. Пушкин) 4) Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин) - Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (А. Фет)

По своему усмотрению в слабом классе учитель может организовать работу с упражнением 915 следующим образом: сначала учащиеся анализируют словарные статьи грамматических омонимов что (мест.), что (наречие), что (союз), что (межд.) (часть 3 учебника), а затем определяют, какие из них использованы в приведённых примерах из художественных произведений. После этого ученики выполняют задание 4 упражнения.

Работу с упражнением 917 в слабом классе также проводим совместно. Задание 2 учитель по своему усмотрению может заменить заданием рассмотреть соответствующие словарные статьи в словарике грамматических омонимов. Значения выделенных слов (задание 3) учащиеся определяют по толковому словарику в части 3 учебника.

В качестве дополнительных заданий по материалам упражнения 917 можно предложить следующие.

1. Из предложения 3 выпишите предлог и проведите его фонетический разбор.

2. Проведите морфологический разбор причастий из предложения 6.

3. Составьте схемы предложений 1, 2, 5.

4. Проведите синтаксический разбор предложений под цифрой 4.


Д. з.: 1) упр. 916; 2) индивидуальное задание – упр. 921.