Междометие как часть речи – Междометия и звукоподражательные слова - Междометие

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Междометие как часть речи – Междометия и звукоподражательные слова - Междометие

Цели урока: 1) формировать представление о грамматических особенностях междометий, их группах по назначению и пунктуационном оформлении; 2) тренировать учащихся в произнесении предложений с междометиями.


I. Междометие как часть речи (текст на с. 179–180, упр. 881–884, 886)

После того как ученики внимательно прочитают текст на с. 179–180, предложим им в течение минуты ещё раз рассмотреть схему, показывающую деление междометий на группы по назначению, и, закрыв схему, проверить возможности своей зрительной памяти, ответив на следующие вопросы:

- Какие цвета использованы в схеме?

- На каком фоне представлен заголовок схемы и её второй план?

- Какого цвета первый столбец схемы? Что в нём написано?

- На каком фоне перечислены междометия, представляющие собой формулы речевого этикета? Перечислите эти слова.

- Какого цвета последний столбец схемы и какую информацию он содержит?

Затем семиклассники восстанавливают заголовки схемы по памяти в тетради, проверяют свою запись по учебнику и распределяют использованные в предложениях из упражнения 881 междометия по озаглавленным столбикам (после выразительного прочтения предложений).

В слабом классе проводим совместный анализ использования междометий в предложениях упражнения 881, в сильном – предоставим учащимся возможность выполнить работу самостоятельно, а затем сверить её с записью, сделанной на доске одноклассником или учителем.


Выражение эмоций

Формулы речевого этикета

Выражение побуждения к действию

А! Ура! Увы! Ба! Ей-же-ей.

Привет, здравствуй.

Алло! Стоп! Вира! Эй, ну. Ау! Чу, баюшки-баю.


Предоставим возможность нескольким ученикам прочитать каждое из приведённых в упражнении 882 предложений, выразив при этом соответствующие настроения, чувства, эмоции: строгость (1), задумчивую грусть (2), удивление (3), волнение, испуг (4), настойчивость (5), неудовольствие (6), сочувствие (7), ощущение холода (8), потрясение (9), испуг (10), сожаление (11), тоска однообразия, усталость (12), удивление (13).

По своему усмотрению учитель может предложить семиклассникам записать примеры использования междометий в художественных произведениях в тетрадь и прокомментировать расстановку знаков препинания.

Попросим записать выделенные слова в составе словообразовательных пар: неистовый → неистов-о, указать → указа-тельн-ый, брат → брат-ец, испуганный → ис-пуг-а-нн-о, увянуть → у-вяд-а-ет.

Учащиеся назовут свои варианты составленных на основе рисунков в упражнении 883 предложений с использованием междометий и запишут их в тетрадь.

В процессе анализа поэтических строк Марины Цветаевой (упражнение 884) проверим, понятны ли семиклассникам значения слов ёмкий (способный многое в себя вместить) и молвь(народнопоэтическое – речь, разговор, молва) и в случае необходимости поможем понять мысль о богатстве и выразительности русского языка, даже минимальные средства которого способны выразить всем понятные чувства: боль, удивление, досаду, разочарование.

Выполняя задание 2, ученики используют словарные статьи омографов óрган – оргáн (с. 56 части 3 учебника). Поможем определить значения омографов чудно (удивительно по прелести, красоте) и чуднó (разг. – странно, необычно).

Предоставим ученикам время для самостоятельной работы с упражнением 886, а затем предложим желающим произнести составленные предложения.


II. Морфологический разбор служебных частей речи (упр. 885)

Предложим желающим выразительно прочитать приведённое в упражнении 885 стихотворение, а затем назвать все использованные в нём служебные слова и определить их роль в предложениях: так и – частица, используется для подчёркивания энергичного, интенсивного непроизвольно совершающегося действия; ведь – частица, употребляется для подчёркивания содержания высказывания; вот бы – частица, использующая для выражения пожелания; по – предлог, участвующий в выражении обстоятельственных отношений – указания на то, что соответствие чему-либо определяет характер определённого действия, явления, состояния; если б – частица, используется в начале восклицательного предложения для выражения сильного, но обычно неосуществимого желания; -ка – частица, используется для выражения обращённого к себе побуждения к действию; что –подчинительный союз, используется для связи главной и придаточной частей сложноподчинённого предложения; хоть бы – частица (разг.), используется для выражения пожелания, надежды; не – частица, придающая значение отрицания всем предложению в позиции перед сказуемым.

После этой части работы ребята самостоятельно проводят полный морфологический разбор предлога, союза и частицы (задание 2).


Д. з.: 1) задание после текста на с. 180; 2) устный пересказ текста на с. 179 – 180; 3) индивидуальное задание - упр. 887 (см. примечание).

Примечание. Предложим упр. 887 в качестве индивидуального задания нескольким ученикам.