Повторение и обобщение по теме «Служебные части речи» - Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Повторение и обобщение по теме «Служебные части речи» - Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц - Предлог

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения по теме «Служебные части речи»; 2) закрепить орфографические, пунктуационные и грамматические умения учащихся, приобретённые в ходе изучения темы «Служебные части речи».


I. Грамматические нормы (повторение – проверка домашнего задания, упр. 869, 873, 878)

В процессе проверки выполнения упражнения 874 поможем ученикам квалифицировать грамматические ошибки (1 - нарушение границ предложения; 2, 3 - дистантное расположение придаточного определительного по отношению к определяемому слову главного предложения; 4 – использование союзного слова без учёта смысловых отношений, которые должны быть установлены между предикативными частями; 5 – неоправданное использование указательного слова; 6 – нарушение порядка слов).

Изложив правило использования антонимичных предлогов в – из, на – с, ученики потренируются в употреблении этих предлогов в составе словосочетаний (упражнение 869), а после того как ребята перескажут текст на с. 175, попросим их составить и записать словосочетания с перечисленными в этом тексте предлогами.

Организуя работу с упражнением 873 в слабом классе, учитель по своему усмотрению может предложить ученикам проанализировать готовые примеры.

Задание. Запишите под диктовку предложения, объясняя использование частиц не и ни.

1) Тренер не раз предупреждал своих учеников, что сначала необходимо разогреть мышцы. 2) Ни одна из картин не оставила посетителей выставки равнодушными. 3) Спортсмену ещё ни разу не удавалось взять такую высоту. 4) Для того чтобы создать эту работу, скульптору понадобился не один месяц.

Важно, чтобы в своём высказывании по теме упражнения 878 ученики отметили, что предлоги, союзы и частицы объединяет то, что слова этих частей речи не обладают номинативным значением, а выполняют в речи служебные функции. Опираясь на материалы схемы, учащиеся укажут на различие функций служебных частей речи.


II. Повторение и обобщение по теме «Служебные части речи» (задания учителя)

Задание 1. Запишите текст под диктовку.

В густой листве деревьев, склонившихся над рекой, всегда было беспокойно. Какие только птицы там не хлопотали! А дятел всё колотил и колотил по твёрдой коре. «Может быть, голова у него и не болит, - думал Петя, - но звон-то в ней всё-таки стоит здоровый».

Над цветами летали ворсистые шмели, пчёлы да стрекозы. Пролетая мимо, шмели не обращали на Петю ни малейшего внимания. Стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, как будто подумывали, не ударить ли его с налёта прямо в лоб. Пчёлы вылетали из-под лепестков навстречу Пете и опускались в новые цветочные венчики.

(По К. Паустовскому)

Задание 2. Найдите в тексте все частицы и заключите их в ромбы.

Задание 3. Выпишите из второго абзаца текста все словосочетания с предложным управлением.

Задание 4. Найдите во втором абзаце текста сложное предложение, части которого связаны с помощью союзов. Составьте схему этого предложения, указывая средства связи.

Задание 5. Проведите синтаксический разбор первого предложения текста.

Задание 6. Найдите в тексте союз, который использован как средство связи предложений. Заключите этот союз в кружок.

Задание 7. Из первого и второго предложений второго абзаца текста выпишите все слова служебных частей речи и проведите морфологический разбор каждого из этих слов.


Д. з.: 1) проверить классную работу; 2) из текста упражнения 879 выписать все предлоги, союзы, частицы; провести морфологический разбор по одному слову каждой служебной части речи.