Правописание частиц не и ни - Правописание частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правописание частиц не и ни - Правописание частиц - Предлог


Цели урока: 1) формировать представление о правилах написания частиц не и ни; 2) формировать умение учащихся выбирать частицу не или ни в зависимости от смысла высказывания.


I. Слитное, раздельное, дефисное написание частиц (повторение – проверка домашнего задания)

Попросим отдельных учащихся рассказать о слитном, раздельном и дефисном написании частиц, а затем проверим выполнение упражнения 810. Предложим ребятам составить по три предложения с частицами, приведёнными в пункте 2 текста на с. 150, и проведём взаимодиктант: несколько учеников читают свои предложения, а их одноклассники записывают некоторые из них (по указанию учителя) в тетрадь и объясняют написание частиц.


II. Правописание частиц не и ни (текст на с. 152–153, упр. 813, 815, 817)

В процессе внимательного чтении и анализа содержания текста на с. 152 – 153 постараемся добиться от учащихся понимания того, что частицы не и ни используются для выражения разных значений (отрицания и усиления отрицания, утверждения соответственно), поэтому при выборе той или иной частицы важно осмыслить содержание высказывания, которое предстоит записать.

Сообщим, что в позиции перед сказуемым частица не придаёт значение отрицания всему высказыванию.

Распределим задание упражнения 813 по вариантам: учащиеся I-го варианта готовят высказывание об использовании в речи частицы не; II-го – об употреблении частицы ни. По истечении отведённого на это времени (3 – 5 минут) представители двух вариантов делают соответствующие сообщения и в случае необходимости отвечают на дополнительные вопросы. Другой вариант проверки – взаимопроверка в парах.

После этого ученики сильного класса составляют и записывают соответствующие примеры предложений, объясняя написание частиц. В слабом классе учитель по своему усмотрению может предложить готовые примеры.

Задание. Запишите предложения, объясняя выбор частицы не или ни.

1) Много интересных цирковых увидели ребята на представлении, но нельзя было не выделить выступление воздушных гимнастов. 2) В ближнем лесу не оказалось ни грибов, ни орехов. 3) Когда ни заглянут подруги к Оле, всегда у неё в комнате чистота и порядок. 4) Как не восхищаться красотой родного города? 5) На берёзке не осталось ни листочка.

После того как семиклассники устно проанализируют роль частицы ни в предложениях из упражнения 815 и сделают вывод о том, что эта частица используется для усиления отрицания и утверждения, попросим их закрыть учебники и записать предложения под диктовку, предупредив, что в их ряд будут включены предложения с частицей не. Например: 1) Пришла беда, откуда не ждали. 2) Куда только не забрасывала судьба Авдея! 3) Увидев уморительную гримасу сестры, Сергей не мог не рассмеяться. 4) Некогда в этих лесах даже на грибной охоте нельзя было не встретить лося, или лисицу, или хотя бы зайца. 5) Ну как было не порадоваться успеху одноклассника!

По окончании записи ученики проверяют работу по учебнику и устно анализируют примеры использования частицы не.

Задание провести морфологический разбор наречий (откуда, где, всюду, куда, громче, заглушённее, никогда, по-русски, как) учитель может заменить заданием указать морфемный состав этих слов и подчеркнуть их как члены предложения.

Рекомендуем учащимся в процессе записи предложений из упражнения 817 подробно объяснять выбор написания приставок не- и ни- и частиц не и ни.


Д. з.: 1) упр. 812 (см. примечание), 2) подготовиться к словарному диктанту по памяти – упр. 814.

Примечание. Рекомендуем учащимся иллюстрировать положения текста самостоятельно составленными примерами.