Слитное, раздельное, дефисное написание частиц - Правописание частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слитное, раздельное, дефисное написание частиц - Правописание частиц - Предлог

Цели урока: 1) формировать представление о правилах написания частиц; 2) формировать умение учащихся выбирать слитное, дефисное и раздельное написание частиц.


I. Частица как служебная часть речи (самостоятельная работа)

Самостоятельная работа

Примечание. Задания 4, 5 предлагаются по усмотрению учителя в зависимости от уровня подготовки класса.

Задание 1. Запишите под диктовку текст.

Первая ласточка, говорят, весны не делает. Может быть, и не делает, но объявляет. Уж коли появилась ласточка, значит, всё-таки утвердилась весна!

Что такое весна? Это тепло, ручьи, цветы, птичьи песни. А начиналась весна ещё зимой, когда солнце только повернуло на лето. С этого всё и началось.

Задание 2. Заключите использованные в тексте частицы в ромбы, а союзы – в окружности.

Задание 3. Проведите морфологический разбор двух частиц (по выбору).

Задание 4. Укажите использованные в предложениях текста вводные слова.

Задание 5. В предложениях второго абзаца подчеркните все местоимения как члены предложения.


II. Слитное, раздельное, дефисное написание частиц (задания на с. 149–150, 811)

После работы с заданиями перед текстом учащиеся сильного класса самостоятельно составляют предложения с приведёнными в тексте частицами, которые пишутся через дефис, а затем читают их вслух. В слабом классе учитель может продиктовать готовые примеры и помочь ребятам определить значение частиц.

Задание. Запишите предложения, объясняя написание частиц и определяя их роль.

1) Позвони-ка мне завтра утром, я тебе всё подробно расскажу. (Частица -ка (разг.) употребляется для устранения категоричности, смягчения выражаемого формой повелительного наклонения глагола побуждения к действию.) 2) Да-с, мы вас давно ожидали-с. Не извольте беспокоиться, всё приготовлено-с. (Устаревшая частица (сократившееся слово сударь) использовалась для придания оттенка почтительности.) 3) Этот рыболов в прошлый раз говорил, что он-де ловил здесь пятикилограммовых сомов. (Частица -де (прост.) употребляется в устной обиходно-бытовой речи для указания на то, что приводимые слова являются пересказом чужой речи.) 4) Поразмышляв, Лёня понял, что задачу-то он решил правильно. (Частица -тоупотребляется при выделения предмета, подчёркивании его значения для выражения данной мысли.)

Чтобы облегчить ученикам слабого класса задачу сжатого изложения содержания текста, предложим сначала в совместной работе выделить микротемы (обратим внимание ребят на то, что третий абзац включает две микротемы) и составить план текста например:

1. Спутник чаепития.

2. Зарождение подносного промысла.

3. Жостовские подносы.

4. Секреты тагильской росписи.

5. Цветы на металле.

Проанализируем в совместной работе возможности сжатия содержания (сохранения наиболее важной информации) приведённого в упражнении 811 текста, предложив учащимся следующие вопросы и задания.

- Какие важные для содержания всего текста мысли выражены в первом абзаце? (На Руси издавна любили чаепития, а сладости к чаю раскладывали на красивых подносах.)

- Изложите основные сведения, заключённые во втором абзаце. (Подносный промысел зародился на Руси давно – более 250 лет назад в Нижнем Тагиле.)

- Какие сведения из третьего абзаца нужно сохранить при сжатом пересказе? (В середине XIX века в подмосковном селе Жостове также возникает подносный промысел, получивший всемирное признание, но тагильская роспись сохраняет свою самобытность: уральские мастера наносят двухцветные мазки - тёмной и светлой краской.)

- Какова главная мысль последней микротемы? (Расцветающие на металле подносов букеты садовых и полевых цветов прекрасны.)

Попросим учащихся при выборе из текста частиц (всё-таки, не иначе как, ну, нет-нет да и (разг.), да, уж что-что, а (разг.), -то, как раз, уже, не, даже, не, разве, не, нет, не, не) обосновывать отнесённость названных слов к этой части речи.


Д. з.: 1) выучить текст на с. 150; 2) упр. 810.