Разряды частиц (закрепление) - Частица как служебная часть речи. Разряды частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Разряды частиц (закрепление) - Частица как служебная часть речи. Разряды частиц - Предлог

Цели урока: 1) закреплять представление о разрядах частиц по значению и роли в предложении и по составу; 2) развивать способность учащихся осмыслять оттенки значения, выражаемые частицами в предложениях.


I. Разряды частиц. Формообразующие частицы (повторение – проверка домашнего задания, упр. 804 (работа с предложением 8))

Попросим учеников рассказать о разрядах частиц по значению и выполнить следующее задание.

Задание. Запишите предложения, объясняя роль частиц и называя их разряды.

1) Ребята не могли и предположить, что сумеют одержать победу в матче с профессионалами. (Усилительная частица и употребляется для выделения слова, которое свидетельствует об интенсивности действия. = даже) 2) Я решил пока только три задачи. (Выделительно-ограничительная частица только используется для указания на то, что названное количество оценивается говорящим как меньшее, чем хотелось бы.) 3) Вряд ли сегодня пойдёт дождь. (Частица вряд ли используется для выражения сомнения.) 4) Мне необходимо хотя бы два дня, чтобы подготовить хороший доклад. (С помощью уточняющей частицы хотя бы говорящий указывает на то, что названный промежуток времени является минимальным, наименее приемлемым по отношению к желаемому, необходимому.) 5) Антон всё-таки отправился на эту деловую встречу. (Усилительная частица всё-таки подчёркивает важность и достоверность совершаемого субъектом действия, которому препятствовали какое-то событие, действие, ситуация.)

Объём работы с предложением 8 упражнения 804 – морфологический разбор словоформ порассказал бы, позавидовали бы - распределим по вариантам, а по окончании работы проведём проверку.


II. Грамматическая омонимия (упр. 806, 807)

Учащиеся сильного класса анализируют приведённые в задании 1 упражнения 806 примеры, составляют развёрнутое высказывание по схеме в задании 2, иллюстрируя примерами (задание 3) и составляют словарные статьи многофункциональной частицы да и сочинительного союза да, способного выражать соединительные и противительные отношения, после чего сверяют свою работу со словарными статьями в словарике грамматических омонимов (омоформ) в части 3 учебника. В слабом классе учитель по своему усмотрению может сначала предложить ученикам ознакомиться со словарными статьями грамматических омонимов в словарике, а затем выполнить задания 1–3 упражнения.

Важно, чтобы в процессе анализа приведённых в упражнении 807 примеров ученики в качестве основания для классификации – различения уступительного союза хотя и уточняющих частиц хотя бы и хоть (разг.) –назвали различие функций этих служебных слов: выражение уступительных отношений между частями сложноподчинённого предложения, связь этих частей (союз хотя) и внесение дополнительных смысловых оттенков в предложение -- указания говорящего на то, что выделяемый признак (время, количество, степень, качество и др.) или предмет является минимальным по сравнению с желаемым или возможным (частицы хотя бы и хоть).


III. Роль частиц в предложении (упр. 800, проверка индивидуального домашнего задания, 808 (1, 2))

Распределим задание упражнения 800 между группами учащихся (по рядам) и предоставим время для составления соответствующих высказываний, а затем проведём совместную проверку.

Предложим семиклассникам выслушать сообщения учащихся по теме, указанной в упражнении 809 (индивидуальное домашнее задание).

Ученики проводят частичный текстоведческий анализ (определяют тему – «Глаза как отражение сущности человека», идею – «Мысль о том, что глаза являются зеркалом души, совершенно справедлива, по глазам можно определить характер человека и его намерения», тип речи – рассуждение с элементами описания) и выписывают использованные в тексте частицы (действительно, даже, всё-таки, и (способны и ввести в заблуждение), же, нет-нет да и (разг.), ну-ка (разг.), именно, только, якобы, вот и, нет, не).

После этой части работы порекомендуем ребятам провести устный пунктуационный анализ текста, сопровождая устные высказывания составлением схем каждого предложения. Затем учитель по своему усмотрению может предложить ученикам закрыть книги и записать под диктовку весь текст или отдельные абзацы, например, первый и второй. В завершение семиклассники проверяют свои записи по учебнику.


Д. з.: 1) повторение - подготовить подробный пересказ текста на с. 141 – 143; 2) на выбор: упр. 801 (2), или 805, или 808 (3).

Примечание. Предложим индивидуальное задание (упр. 809) двум ученикам.