Понятие о частице. Разряды частиц - Частица как служебная часть речи. Разряды частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Понятие о частице. Разряды частиц - Частица как служебная часть речи. Разряды частиц - Предлог

Урок 132. Понятие о частице. Разряды частиц


Цели урока: 1) расширить и углубить представление учащихся о частице как служебной части речи; 2) формировать представление о разрядах частиц по значению и роли в предложении и по составу; 3) тренировать учеников в определении оттенков значения, выражаемых частицами в предложениях.


I. Понятие о частице. Разряды частиц (задания на с. 141, упр. 793–795, 797, 798)

После того как семиклассники внимательного прочитают текст на с. 141 – 143, попросим их объяснить, как можно отличить частицу от слов других служебных частей речи. В процессе обсуждения приведённых учениками примеров подведём их к пониманию того, что частицы, лишённые, как и все служебные слова, номинативного значения, противопоставлена предлогам и союзам на том основании, что не является средством связи элементов словосочетания, членов предложения или его предикативных частей, предложений или абзацев в рамках текста.

Ученики сильного класса самостоятельно составляют план текста на с. 141 – 143 (второе задание перед текстом) и соотносят его пункты с планом морфологического разбора на с. 12 части 3 учебника, в слабом классе проводим эту работу совместно.

В процессе анализа приведённых в упражнении 793 предложений обратим внимание учащихся на богатство смысловых оттенков, выражаемых частицами: выражение сомнения, неуверенности говорящего (что ли – разг.); указание на незавершённость действия в силу каких-либо причин (было); выражение отношения говорящего к действию, которое могло произойти, но не произошло, как к нежелательному (чуть не); выражение предположения (никак – разг.-сниж.); выражение разочарования при неприятной неожиданности (вот тебе и – разг.); выражение сомнения, удивления, предположения; придание оттенка непринуждённости вопросу и усиление вопросительного характера предложения (что – разг.), выражение несогласия, недоверия, раздражения, недовольства (как же – разг.), придание предложению отрицательного смысла (не), указание на то, что причина чего-либо является более безобидной, чем кто-либо предполагает (просто), выражение удивления, восхищения (то-то – разг.), выражение предположения (ли), выражение стремления говорящего выяснить, какое впечатление произвело что-либо на кого-либо (ну как – разг.), выражение побуждения к ответу (а – разг.).

Выполняя задание упражнения 794, ученики выделят среди наиболее употребительных в русском языке слов такие частицы, как не (отрицательная), же (усилительная), бы(формообразующая), вот (указательная), только (выделительно-ограничительная), ни (усилительная), даже (усилительная). Попросим учащихся сделать вывод о том, частицы какого разряда используются чаще, и высказать предположение почему.

Организуем совместную работу с упражнением 795 и поможем семиклассникам понять, как меняется смысл высказывания в зависимости от использования в рамках одного предложения разных частиц и постановки этих частиц перед разными словами. Ученики произносят высказывания с соответствующей интонацией и делают соответствующие выводы о роли в предложении каждой приведённых частиц, о богатстве коммуникативных возможностей слов этой части речи.

1) Как, он элегантно одевается? (Частица как подчёркивает вопросительный характер предложения, выражает удивленные, недоумение говорящего.)

Вот он элегантно одевается. (Частица вот используется для указания на человека, который находится перед глазами говорящего или в непосредственной близости от него - часто сопровождается указательным жестом.) Он вот элегантно одевается. (Частица вот используется для выражения сопоставления или противопоставления.)

Неужели он элегантно одевается? (Частица неужели используется для выражения (помимо вопроса) недоумения, удивления, сомнения, недоверия.)

Именно он элегантно одевается. (С помощью частицы именно говорящий выделяет указание на лицо, обладающее определённой особенностью, способностью.) Он именно элегантно одевается. (С помощью частицы именно говорящий утверждает единственно верный факт из всех возможных – элегантно, а не красиво, модно и т. п.)

Вот и он элегантно одевается. (Частица вот и используется для подчёркнутого указания на то, что определённое лицо соответствует чему-то, предварительно упомянутому.)

Даже он элегантно одевается. (С помощью частицы даже говорящий указывает на то, что выделяемое лицо проявляет себя с необычной стороны, что проявление его как производителя определённого действия, носителя определённого признака наименее ожидаемо.) Он даже элегантно одевается. (Частица даже указывает на то, что выделяемый признак является наименее ожидаемым.)

2) Ведь я люблю такие книги. (Частица ведь употребляется для усиления, подчёркивания основного содержания высказывания.)Я ведь люблю такие книги. (Частица ведь употребляется для усиления, подчёркивания действия, обозначенного глаголом-сказуемым.)

Неужели я люблю такие книги? (Частица неужели используется для выражения (помимо вопроса) недоумения, удивления, сомнения, недоверия.)

Не я люблю такие книги. (Частица не выражает отрицание субъекта как производителя определённого действия.) Я не люблю такие книги. (Частица не стоит перед сказуемым, поэтому придаёт значение отрицания всему высказыванию.) Я люблю не такие книги. (Частица не выражает отрицание у предмета определённого признака, на который указывает местоимениетакой.)

3) Разве брат знает дорогу к той речке? (Частица разве используется для выражения (помимо вопроса) недоумения, удивления, сомнения, недоверия.)

Лишь брат знает дорогу к той речке. (Частица лишь употребляется для указания на то, что из ряда лиц в каком-либо отношении выделяется названное.) Брат знает лишь дорогу к той речке. (Частица лишь используется, чтобы выделить определённый факт из ряда существующих и для подчёркивания единичности этого факта.) Брат знает дорогу лишь к той речке. (Частицалишь используется для выделения определённого предмета из ряда существующих.)

По своему усмотрению учитель может сначала сам продемонстрировать прочтение одного из приведённых в упражнении 797 предложений, демонстрируя разные чувства, затем организовать хоровое проговаривание, после чего предложить эту работу отдельным ученикам.

Распределим задание 2 упражнения между группами учащихся (по рядам), рекомендовав ученикам в ходе совместной проверки провести письменный разбор тех частиц, с которыми работали одноклассники.


II. Сочинение-миниатюра (упр. 798)

Попросим семиклассников попытаться объяснить, какое дополнительное значение придаёт предложению частица вот-те и (стяжённый вариант разговорной частицы вот тебе и), и поможем им понять, что эта частица выражает горечь и разочарование говорящего при неприятной неожиданности (в тот момент, когда нечто превратилось не в то, чего ожидал говорящий).

В процессе работы учащихся с заданием 3 в случае необходимости поможем им определить роль частиц не только (употребляется для указания на то, что названное действие должно рассматриваться как часть некоторой совокупности действий, что определённое лицо наряду с названным действием выполняет и другие), как раз (используется для подчёркивания удачности случайного совпадения), ну (используется в начале побудительного предложения для выражения настоятельности просьбы), ну и (подчёркивает логическую связь с предшествующим высказыванием).

После этого ученики самостоятельно работают с заданием 4 (сочинение-миниатюра).


Д. з.: 1) задание после текста на с. 143 (подробный пересказ); 2) индивидуальное задание - упр. 796 (см. примечание).

Примечание. Распределим задание упражнения 796 между тремя учениками (каждый ученик составляет диалог по одной из фотографий).

Резерв. По своему усмотрению учитель может предложить ученикам выполнить два-три задания из приведённых ниже (в зависимости от уровня подготовки и потребностей учащихся определённого класса).

1. Проведите орфоэпический разбор слов окрестный, легко, его.

2. Проведите фонетический разбор слов всё, вслед.

3. Определите способ образования слов золотоволосый, по-детски, поспешно, отнести. Укажите исходные (производящие) слова и средства словообразования.

4. В третьем абзаце найдите все деепричастия и укажите их морфемный состав. Какой отглагольный временной предлог использован во втором предложении этого абзаца?

5. Во втором и третьем предложениях текста найдите местоимения, которые являются грамматическими омонимами. Определите, к каким разрядам они относятся и роль каких членов предложения выполняют.

6. Проведите морфологический разбор слов (в) нескольких (шагах), подперев, разлитое (молоко), (в) обеих (руках).

7. Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях валялся рядом, почти всё, лежал возле мальчика, всю эту, в ту сторону, отнесёшь его, смотрел вслед.

8. Составьте схему последнего предложения второго абзаца текста.

9. Выпишите третье предложение второго абзаца и проведите его синтаксический разбор.