Контрольная работа № 5. Диктант с языковым анализом текста - Союз в предложении и тексте - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Контрольная работа № 5. Диктант с языковым анализом текста - Союз в предложении и тексте - Предлог

Цель урока: проверить орфографические, пунктуационные и грамматические умения учащихся в рамках изучения темы «Союз».

Примечание. В сильном классе при наличии резервного часа учитель по своему усмотрению может определить другое содержание контрольной работы: сочинение по картине В.А. Серова «Мика Морозов» (упражнение 789).


Высокий уровень подготовки

Диктант

Озорной март капризничает, как балóванное дитя. То он сеет на землю из густых туч тяжёлые пушинки снега, то вдруг зажжёт в небе яркое солнце и в один час растопит пухóвые цветы на тёмных сучьях деревьев.

Журчат ручьи, выбиваясь из-под сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая к земле, подмытый снег. Всё глубже и шире с каждым днём голубые просветы неба между серыми массами встревоженных облаков. Когда смотришь в эти бездонные ямы небес, жизнь становится праздничней. Первые весенние цветы сначала расцветают в душе, а потом уже появляются в полях.

На припёке с каждым часом становилось всё меньше снега, а с крыш непрерывно лились струйки воды, точно серебряные шнурки, унизанные радугой самоцветных камней. Сердце у меня тоже горело радугой и таяло.

118 слов (По М. Горькому)


Языковой анализ текста

Задание 1. Озаглавьте текст.

Задание 2. Выпишите из второго (I вариант) и последнего (II вариант) предложений текста союзы и проведите их морфологический разбор.

Задание 3. Найдите в тексте сравнительные союзы и заключите их в овалы. Подчеркните сравнительные обороты как члены предложения.

Задание 4. В первом предложении второго абзаца подчеркните грамматическую основу придаточного предложения и союзное слово.

Задание 5. Найдите во втором абзаце предложение, в котором придаточное предложение присоединяется с помощью подчинительного союза. Составьте схему этого предложения.

Задание 6. Проведите синтаксический разбор последнего предложения второго абзаца.


Средний уровень подготовки

Примечания. 1. В классе среднего уровня подготовки учитель предлагает учащимся выполнить языковой анализ текста в объёме трёх заданий (предлагаются задания 1 – 3). Задания 4 – 6 ученики выполняют по своему желанию, и эта часть работы оценивается отдельно. Как итоговая эта оценка выставляется при согласии ученика.

2. В полном объёме работа может быть предложена в сильном классе.


Диктант

Дуб

Часто о сильном и здоровом человеке говорят, что он крепкий, как дуб. Это сравнение всем понятно, потому что дуб - очень крепкое дерево.

Растёт дуб сотни лет, и не могут его согнуть ни сильный ветер, ни жестокий холод зимой. Если молния ударит в одинокий дуб, она может опалить его огнём. Несмотря на то что ветки его обуглятся, весной снова распустятся на них зелёные листочки.

Дуб распускается позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой. На морозе листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму. Когда идёт снег, в тишине слышно, как снежинки шуршат по листьям.

(111 слов) (По Г. Снегирёву)


Языковой анализ текста

Задание 1. Найдите в первом (I вариант) и во втором (II вариант) предложениях текста союзы и заключите их в овал.

Задание 2. Выпишите из второго предложения текста союз и проведите его морфологический разбор.

Задание 3. Составьте схемы второго (I вариант) и четвёртого (II вариант) предложений последнего абзаца текста.

*Задание 4. Найдите в последнем предложении союзное слово и подчеркните его как член предложения.

*Задание 5. Найдите в последнем абзаце текста предложение, которое связано с предыдущим предложением с помощью противительного союза. Заключите в овал этот противительный союз.

*Задание 6. Проведите синтаксический разбор второго предложения текста.