Резервный урок. Изложение - Правописание союзов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Резервный урок. Изложение - Правописание союзов - Предлог

Цели урока: 1) закреплять умение различать и правильно оформлять на письме союзы и совпадающих с ними по звучанию сочетания слов; 2) тренировать в письменном изложении художественного текста.


I. Правописание союзов (повторение – проверка домашнего задания, объяснительный диктант)

Предоставим семиклассникам возможность повторить текст на с. 122 – 123 и попросим передать его содержание, а затем выслушать сообщения учеников, подготовивших индивидуальное задание (упражнение 772). После этого предложим объяснительный диктант.

Задание. Запишите предложения, объясняя постановку знаков препинания и написание союзов и сходных с ними по звучанию слов.

1) Несмотря на то что до сеанса оставалось три минуты, Антон не спешил занять своё место в зрительном зале. 2) В то время как одноклассники купались и загорали, Катя читала в тени раскидистой ивы. 3) Ради того чтобы увидеть вблизи забившего решающий гол футболиста, болельщики готовы были долгое время провести у выхода со стадиона. 4) Небо заволокло косматыми тучами, как будто весна отступила перед напором суровой зимы. 5) Оттого что окна во время дождя были не закрыты, по подоконнику растеклись прозрачные лужицы. 6) Руководитель отправил всем членам группы письменные сообщения, с тем чтобы все они были готовы к предстоящему испытанию. 7) В читальном зале было свободно только два компьютера, тогда как ребята пришли втроём. 8) Что бы такое рассказать, чтобы интересно было и взрослым, и детям? 9) Никогда не прячьтесь во время игры за то большое дерево. 10) Избушка оказалась небольшой, зато очень уютной. 11) Родители сели за стол, ребята тоже стали шумно рассаживаться. 12) Оценка ученику была снижена за то же исправление, что сделал и его одноклассник. 13) Катя была сегодня так же счастлива, как и в тот день, когда победила в конкурсе. 14) Вдоль аллеи были посажены липы и тополя, причём кроны тополей были красивой округлой формы. 15) У Коли каждые десять минут начинала нетерпеливо дёргаться леска, и так продолжалось в течение всей рыбалки. 16) В воспоминаниях бабушке грезилось всё то же: покосившийся дом с резными наличниками да две берёзы, склонившие ветки над старым плетнём. 17) От того переулка до нашего дома рукой подать. 18) Я слышала сейчас какой-то стук, но при чём здесь моя собака? 19) И так у меня слишком тяжёлый портфель, а теперь придётся и альбомы нести. 20) Ребята не знали, когда состоится решающая встреча, тренер также был пока не готов назвать дату соревнований.


II. Изложение (упр. 773)

После того как ученики выполнят задания 1 и 2 упражнения 773, попросим их назвать использованные в тексте подчинительные союзы и определить их разряд по значению.

Предложим ребятам ещё раз внимательно перечитать текст, обращая внимание на написание трудных в орфографическом отношении слов, затем закрыть учебники и письменно изложить его содержание (задание 3).


Д. з.: 1) упр. 792; 2) упр. 764 повторить; 2) индивидуальное задание – упр. 774 (см. Примечание).

Примечание. Предложим подготовить сообщение по теме упражнения 774 двум ученикам.