Правописание составных союзов. Различение омофонов - Правописание союзов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правописание составных союзов. Различение омофонов - Правописание союзов - Предлог

Цели урока: 1) формировать представление о приёмах различения союзов и совпадающих с ними по звучанию сочетаний самостоятельных слов со служебными; 2) тренировать учащихся в различении союзов и совпадающих с ними по звучанию слов и выборе правильного написания.


I. Разряды союзов (повторение и обобщение – проверка домашнего задания, упр. 757)

Выслушаем устные высказывания учащихся (упр. 763) и предложим ребятам по памяти восстановить в тетрадях схему, показывающую деление союзов на разряды, а затем проверить свою запись по учебнику. После проверки работы с упражнением 758 делают сообщение ученики, подготовившие индивидуальное устное задание (упр. 759).

При работе с упражнением 757 предоставим возможность нескольким ученикам привести примеры соответствующих сложноподчинённых предложений и попросим сопроводить их запись подробными объяснениями.


II. Правописание союзов (текст на с. 127, упр. 765, текст на с. 127–128, задание после текста, упр. 766 (1–5), 767 (1, 3), 768 (1, 3, 5))

Предоставим семиклассникам время для запоминания составных союзов (текст на с. 127) и попросим записать их под диктовку, а затем проведём взаимопроверку в парах.

Предложим ребятам самостоятельно выполнить задание упражнения 765, а после совместной проверки записать наиболее интересные примеры, составленные одноклассниками, и объяснить написание использованных ими союзов.

После прочтения первого абзаца текста на с. 127–128 выясним, понятно ли ученикам, о написании каких омофонов перечисленных союзов пойдёт речь в тексте, и попросим их объяснить, к каким частям речи они относятся. Обратим внимание ребят на то, что союз как служебную часть речи можно заменить только служебным словом - другим (синонимичным) союзом. После прочтения текста попросим перечислить продемонстрированные приёмы, помогающие выбрать правильное написание (приёмы синонимической замены, постановки вопроса, перестановки или исключения).

Перед началом работы с каждым из тренировочных упражнений обратим внимание учащихся на информацию, вынесенную на плашках, и попросим объяснить, какие приёмы нужно использовать при различении указанных омофонов. Попросим учеников в процессе работы с упражнениями 766 (1–5), 767 (1, 2), 768 (1–3) давать подробные устные объяснения при выборе написания на месте пропусков. В качестве дополнительного задания предложим подчеркнуть совпадающие с союзами в звучании слова самостоятельных частей речи как члены предложения.

Ограничим задание 3 упражнения 766 рекомендацией объяснить постановку тире в предложении 4.


Д. з.: 1) задание перед текстом на с. 127-128; 2) упр. 766 (6–8), 767 (2, 4), 768 (2, 4).