Синтаксическая роль союза и (закрепление) - Разряды союзов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Синтаксическая роль союза и (закрепление) - Разряды союзов - Предлог

Цели урока: 1) развивать умение правильного пунктуационного оформления предложений с союзом и; 2) тренировать учащихся в устном пересказе; 3) развивать умение составлять текст-повествование.


I. Синтаксическая роль союза и (проверка домашнего задания, упр. 740 (1), 741)

Выслушаем высказывания учащихся по заданию 1 упражнения 739 и устный пунктуационный анализ предложений с союзом и. Затем ребята перечислят использованные в тексте наречия (поблизости, ещё, никогда, здесь, весной, летом, теперь, здесь, вокруг, бесшумно, плавно, настолько) и вид обстоятельства, роль которого каждое из них выполняет (кроме наречия вокруг).

Заменяя названия-метафоры названиями, включающими эпитеты (задание 1 упражнения 740), ученики используют словарную статью слова осень в словарике эпитетов. После этого учащиеся записывают под диктовку одноклассников, подготовивших индивидуальное задание, соответствующие приведённым в задании 2 схемам предложения и подчёркивают соответствующие члены или части предложений, связанные союзом и.

Попросим учеников сначала найти и проанализировать соответствующие заданию 1 упражнения 741 примеры предложений, а затем закрыть книги и записать их под диктовку учителя. После этого проводится взаимопроверка.

Проведя орфографический и пунктуационный анализ отрывков из стихотворений А. Фета, учащиеся выразительно их читают и называют тропы, использованные поэтом для создания художественных образов.


II. Устный пересказ текста (подготовка к выполнению упр. 735)

Ребята внимательно перечитывают текст о Владимире Ивановиче Дале и восстанавливают в памяти (можно с использованием записи в тетради) составленный на уроке по теме «Союз как часть речи» план (см. этап II урока 115) и объясняют, какие изменения в последовательности изложения нужно сделать, какую информацию исключить при письменном пересказе. Предоставим ученикам три минуты для подготовки устного пересказа и по истечении этого времени предложим отдельным ученикам (можно по желанию) пересказать этот текст, сохранив ту информацию, которая наиболее ярко иллюстрирует мысль, выраженную Далем в высказывании, ставшем зачином изложения (см. задание упр. 735).

Рекомендуем семиклассникам следовать дома такому порядку работы с заданием упражнения 735: 1) внимательное чтение текста; 2) устный пересказ; 3) чтение с одновременным орфографическим проговариванием отдельных слов и кратким пунктуационным анализом; 4) письменный пересказ; 5) проверка записи по учебнику, внесение исправлений.


III. Сочинение-миниатюра (упр. 742)

После того как ребята прочитают приведённое в упражнении 742 начало рассказа, попросим их назвать использованное средство связи абзацев и объяснить, как влияет использование в качестве такого средства связи противительного союза но на дальнейшее содержание текста. Отдельные ученики (по желанию) предложат возможную завязку события, которое может стать предметом повествования, устно наметят возможное развитие действия и предполагаемую развязку.

Напомним ученикам, что желательно соблюдать объём сочинения-миниатюры (пять – семь предложений), а потому избегать деталей, отвлекающих от повествования об основном событии. После этого семиклассники приступают к написанию сочинения.


Д. з.: 1) упр. 735; 2) индивидуальные задания – упр. 748, 749 (см. Примечание), 761 (1).

Примечание. Задание упражнения 749 распределим между четырьмя учениками: каждый составит одно предложение с указанным учителем словом.