Синтаксическая роль союза и - Разряды союзов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Синтаксическая роль союза и - Разряды союзов - Предлог

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о синтаксической роли сочинительного соединительного союза и; 2) тренировать умение правильного пунктуационного оформления предложений с союзом и.


I. Разряды союзов по синтаксической роли и по значению (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 734)

По своему усмотрению учитель может провести проверку усвоения о разрядах союзов по синтаксической роли и по значению в одной из следующих форм: 1) устное высказывание на основе заполненной семиклассниками дома таблицы (упражнение 728); 2) взаимоопрос (ученики задают друг другу вопросы по содержанию текста на с. 111 – 112); 3) работа с вопросами на с. 113 (см. этап II урока 116); 4) фронтальный опрос.

В целях экономии времени на проверку упражнения 733 составим заранее на доске таблицу, включающую схемы приведённых предложений, данные в произвольном порядке, и попросим учеников поставить напротив каждой схемы номер предложения, которому она соответствует.


[ ___ = ], а [ ___].


[ ___ = ], и [ ___ =].


[ = ], а [ = ].


[ __ =, да =], [ __ =, да =].


[ ___ = да = ].


[ ___ = ], а [ ___ =].



Проследим, чтобы в ответах учеников по заданию 2 было выражено понимание, что в значении существительных выступают те прилагательные, которые утрачивают значение признака, приобретая способность обозначать предмет (лицо): (На кого?) На красивого глядеть хорошо, а (с кем?) с умным жить легко. Прилагательные в значении существительного отвечают на падежные вопросы существительных и могут выполнять роль любого члена предложения, в приведённого примере они выполняют роль косвенных дополнений.

После этого предоставим ученикам возможность высказаться по заданию 3 упражнения.

Чтобы помочь ученикам слабого класса усвоить различия в значении выражаемых соединительными и противительными союзами отношений, организуем работу с упражнением 734 следующим образом.

Задание. Закончите приведённые в упражнении 734 фразы, используя данные фрагменты предложений. Свяжите части предложений соответствующими сочинительными союзами. Сделайте вывод о характере отношений, которые устанавливаются с помощью противительных и соединительных союзов.

1) ... нам пришлось весь день провести дома. ... мы не отказались от привычной прогулки на велосипедах. 2) ... в ней не оказалось письменного стола. ... её решили сделать детской. 3) ... прилетят в свои оставленные зимой домики скворцы. ... пока вся земля укрыта плотным слоем снега. 4) ... столовая опустела. ... Аня решила задержаться. 5) ... вдали послышался раскат грома. ... родители забеспокоились. 6) ... ребята решили и в следующий раз пригласить этих музыкантов. ... уже пора было возвращаться домой. 7) ... я решил больше узнать об исполняющем главную роль актёре. ... послужившая основой для его создания книга всё же мне показалась интереснее.


II. Синтаксическая роль союза и (текст на с. 115, упр. 736, задание и текст на с. 116, упр. 737, 738 (1—4))

Покажем ученикам слабого класса, как поэтапно (построчно) может быть составлено высказывание по схеме на с. 115, например: «1) Сочинительный союз и может использоваться как для связи частей сложносочинённого предложения, так и для связи однородных членов. 2) Если этот союз связывает части сложносочинённого предложения, то перед ним ставится запятая. Если этот союз связывает однородные члены, то нужно выяснить, повторяется он или не повторяется. 3) Если одиночный (неповторяющийся) союз связывает два однородных члена, то перед ним запятая не ставится. Если союз и повторяется, то запятая ставится перед вторым и каждым последующим повторяющимся союзом и».

После проведения пунктуационного анализа предложений, выписанных из произведений М. Ю. Лермонтова (упражнение 736), семиклассники читают стихотворные строки выразительно, стараясь передать интонационный рисунок. Готовя учеников к выразительному прочтению, заострим их внимание на том, как пунктуационные знаки помогают отразить на письме интонацию предложений. Важно также, чтобы ребята смогли определить основное чувство, настроение, которое нужно передать при прочтении поэтических отрывков (чувство сострадания, волнение и нетерпение, светлую грусть, восхищение мощью шумящего водного потока). Попросим учащихся определить, какие виды звукописи использовал поэт в последнем поэтическом отрывке, и в случае необходимости укажем на ассонанс на [о], аллитерацию на [ш].

Рекомендуем ученикам сопроводить запись стихотворных строк Алексея Плещеева (упражнение 737) подробными комментариями.

В случае необходимости напомним ученикам слабого класса, что не имеют окончания неизменяемые самостоятельные слова и некоторые формы, и попросим назвать такие слова и формы (наречия, деепричастия, форма простой сравнительной степени прилагательных). Проверим, осмыслено ли ребятами различие форм слов с нулевым окончанием и слов, в которых окончание отсутствует: предложим им сначала назвать использованные в приведённых предложениях слова без окончания (почуяв, вдаль, куда-то, сурово, её) и обосновать свой ответ, а затем провести указанные в задании 2 упражнения 737 виды разбора.

Ученики слабого класса слушают первое прочтение поэтических строк Ивана Бунина (упражнение 738) в исполнении учителя и определяют основное настроение, которое передаёт этот поэтический отрывок. Подготовим ребят к высказыванию примерно следующего содержания: «Стихотворение И. Бунина передаёт настроение спокойного, неторопливого любования осенней природой, наслаждения её тонкой увядающей красотой, разлитой в ней тишиной. В последних строчках прорывается искреннее восхищение лирического героя стихотворения красотой осеннего леса».

После этого учащиеся пробуют самостоятельно передать эти настроения при прочтении стихотворения вслух.

В случае необходимости напомним ученикам, что в современном русском языке в формах прошедшего времени возвратных глаголов постфикс -ся прибавляется только после нулевого (показался), а после окончаний -а, -о, -и (показалась, показалось, показались) присоединяется постфикс -сь, поэтому устаревшей форме показалися соответствует современная формапоказались.

Подробный синтаксический анализ предложений проводится в совместной работе. Ориентируем семиклассников на использование образца синтаксического разбора сложного предложения на с. 14 части 3 учебника.

Ограничим задание 3 упражнения, предложив ребятам провести морфологический разбор одного относительного прилагательного и двух качественных прилагательных – в полной и краткой форме.


Д. з.: 1) рассказать о синтаксической роли союза и (на основе текста на с. 115); 2) упр. 739); 3) индивидуальное задание – упр. 740 (см. Примечание); 4) по желанию – упр. 738 (4).

Примечание. Распределим задание упражнения 740 между четырьмя учениками, каждый из которых составит на основе фотографий два предложения по указанной учителем схеме.