Разряды союзов по синтаксической роли и по значению - Разряды союзов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Разряды союзов по синтаксической роли и по значению - Разряды союзов - Предлог

Цели урока: 1) закреплять представление о союзе как служебной части речи; 2) формировать представление о разрядах союзов по синтаксической роли и по значению.


I. Союз как служебная часть речи (повторение – проверка домашнего задания)

Попросим семиклассников рассказать о союзе как части речи. По своему усмотрению учитель может предложить такую форму работы, как взаимоопрос: ученики по очереди предлагают вопросы одноклассникам и контролируют их ответы - вносят коррективы и дополнения.

Предоставим возможность ученикам, пожелавшим выполнить задание 5 упражнения 726, прочитать своё сочинение-миниатюру.


II. Разряды союзов по синтаксической роли и по значению (текст на с. 111–112, вопросы на с. 113, упр. 730, 729, 731)

В результате просмотрового чтения текста на с. 111–113 (задание перед текстом) ученики определят, что текст включает две части, потому что союзы в русском языке в зависимости от их синтаксической роли делятся на две группы: сочинительные и подчинительные, и в каждой из частей текста описываются союзы одной из групп.

В процессе работы с каждой из частей текста рекомендуем семиклассникам следить за культурой устного ответа. В слабом классе предложим образец комментария приведённых примеров: «То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. В этом предложении сочинительный союз то – то связывает однородные обстоятельства места. Слышался(где?) то справа, то слева, то позади. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. В этом сложносочинённом предложении сочинительный союз то – то связывает его части. Грамматическая основа первой части – солнце блестит, грамматическая основа второй части – туча висит».

При работе со схемой, показывающей деление сочинительных союзов на группы по значению, поясним учащимся, что союзы каждой группы участвуют в выражении соответствующих отношений между членами предложения или его частями: соединительных, противительных, разделительных.

Предоставим ребятам время для заучивания состава каждой группы сочинительных союзов. Распределим работу по вариантам: в течение одной-двух минут ученики первого варианта заучивают состав группы соединительных союзов, второго – разделительных, после чего проводится взаимоповерка. На следующем этапе задание перераспределяется и вновь проводится проверка. Противительные союзы по памяти называют поочерёдно несколько человек (по желанию).

В процессе работы со второй частью текста постараемся добиться от учащихся понимания, что подчинительные союзы (кроме обстоятельственных сравнения и уступительного союза хотя) участвуют в выражении изъяснительных и обстоятельственных отношений только между частями сложноподчинённого предложения.

Работа с заданиями после текста поможет повторить его содержание и потренироваться в использовании союзов соответствующих групп в составе предложений (в сильном классе) и в определении разряда союзов (в слабом классе). Ученики сильного класса составляют и произносят примеры предложений с сочинительными и подчинительными союзами, наиболее интересные из них учитель предлагает записать в тетрадь. В слабом классе предложим записать и проанализировать готовые примеры.

Задание. Запишите предложения, объясняя постановку знаков препинания. Назовите использованные союзы и определите их разряды по синтаксической роли и по значению.

1) 2) 3)

Рекомендуем семиклассникам подробно прокомментировать выбор написания слов с пропусками и пунктуационного оформления предложений приведённого в упражнении 730 текста и обосновать использование союзов определённого разряда.

В слабом классе предоставим ребятам возможность составить сначала по одному предложению на основе фотографии в упражнении 729, а затем, воспользовавшись совместно составленным материалом, дать полное описание, например: «На фотографии запечатлена запряжённая в низкие сани с полозьями лошадь на фоне зимнего деревенского пейзажа. Всё пространство второго плана занимает огороженный низким забором заснеженный выгон и деревянный дом с покрытой снегом крышей. Справа и слева от дома – низкие деревянные хозяйственные постройки. За домом виднеются высокие мохнатые ели, а в розовеющей полоске неба сереет дымка оголённых ветвей лиственных деревьев». После этого ученики под руководством учителя выполняют задание 2.

Ученики самостоятельное выполнят упражнение 731, а затем в ходе совместной проверки внесут соответствующие коррективы.


Д. з.: 1) упр. 728; 2) упр. 733.

Резерв – упр. 732.

В случае затруднения учеников слабого класса при составлении конструкций в соответствии с заданием упражнения 732 предложим им записать готовые примеры, определяя синтаксическую роль союзов и подчёркивая однородные члены, а затем постараться привести свои примеры.

1) Яблони в саду были старые, но приносили ежегодно обильный урожай. 2) Марья Алексеевна вернулась домой и сразу приступила к осуществлению своего плана. 3) Мы жили летом в деревне, но каждую субботу приезжали в город навестить родителей. 4) Тихо падал снег и постепенно опутывал лёгкой белоснежной паутиной ветви берёз.