Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей - Предлог в предложении и тексте - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей - Предлог в предложении и тексте - Предлог

Цели урока: 1) формировать представление о стилистических возможностях использования предлогов; 2) тренировать учеников в проведении орфографического анализа текста, в проведении морфологического разбора.


I. Предлог как грамматическое средство выражения отношений (проверка домашнего задания)

Выслушаем сообщение одного из учеников, подготовившего в качестве индивидуального задания упражнение 722. Другой ученик выражает своё согласие или несогласие с выражением понимания высказывания В.А. Богородицкого о предлогах как «словечках отношений» или прочитывает своё рассуждение.


II. Выразительные возможности использования предлогов (упр. 715 – 717)

Учащиеся читают текст на с. 104, а затем наблюдают за использованием приёма повтора предлога при однородных членах и делают вывод о том, что этот приём используется в художественных произведениях как средство эмоционального воздействия на читателя.

После этого ребята работают с этимологическим словарём (задание 2) и выражают своё понимание смысла поэтических строк Б. Пастернака, например: «Лирический герой Б. Пастернака выражает своё стремление понять суть все жизненных событий, причины всего происходящего».

В ответе по теме задания 1 упражнения 716 ученики могут отметить, что в состав фразеологизмов первой группы входит две падежные формы существительных, а фразеологизмы во второй группе состоят из одной падежной формы; что во фразеологизмах первой группы используются пары предлогов-антонимов.

В слабом классе учащиеся слушают приведённую в упражнении 717 пародию в исполнении учителя. В случае необходимости поможем ребятам в работе с заданием 2, в результате которой в их тетрадях появится следующая запись.

Тщетно взывая к поэзии,

Дни проводила я за чашкою

Кофе, который налит в полдень,

Укрывшийся под зонтиком.

Не придумала, что будет дальше,

И не ушла я от признания:

Я написала стихи для себя,

Хоть рифмовала без тщеславия.

Есть ли поэзия в этих стихах,

Нет ли её, - не мне о том судить.

Пусть все читатели выскажутся:

Коль, через, чрез, во, за и из-за!


III. Стилистически оправданное использование предлогов (упр. 720)

В результате работы с упражнением 720 семиклассники ещё раз убедятся в необходимости использования предлогов в соответствии с речевой ситуацией: в письме, адресованном близкому человеку, неуместно использование предлогов, имеющих книжную окраску.

Попросим ребят устно отредактировать текст письма, например:

Дорогой папа! Благодаря тебе я попал в очень хороший лагерь отдыха. Я не думал, что мне здесь всё так понравится. Мы живём здесь по расписанию: вовремя встаём, вовремя завтракает, обедаем и ужинаем. За день мы многое успеваем: купаемся, занимаемся спортом, читаем и т. д. В конце дня у нас есть час свободного времени, и я изучаю «Азбуку юного бизнесмена». Ты просил меня высыпаться, но прости, я сплю мало, потому что мне хочется побывать во всех местах вокруг лагеря. Спасибо, что ты купил мне путёвку!

До свидания. Крепко жму твою руку.

Твой сын Коля.


IV. Правописание предлогов (упр. 718 (1, 2))

Работу с заданием 1 упражнения 718 проведём в форме комментированного письма, порекомендовав семиклассникам сопровождать записи подробными объяснениями.

В сильном классе попросим учеников подчеркнуть предлоги в составе падежных форм, указав ту роль, которую эти падежные формы выполняют в предложении, а затем предложим проверить, все ли предлоги указаны (в течение нескольких часов, на море, несмотря на погоду, близ берега, над волнами, от берега, к нему, с отлётом, над морем, по берегу).

После этого учащиеся проводят морфологический разбор причастий играющее (море), подёрнутой (полосой) и деепричастий глядя, сговорившись.


Д. з.: 1) подготовиться к словарному диктанту по теме «Предлог»: упр. 723; повторить упр. 696, текст на с. 97, упр. 700; 2) составить и записать два предложения с производными предлогами и провести морфологический разбор этих предлогов; 3) по желанию – упр. 718 (3).