Резервный урок. Сжатое изложение - Предлог как служебная часть речи - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Резервный урок. Сжатое изложение - Предлог как служебная часть речи - Предлог

Цели урока: 1) тренировать учащихся в проведении текстоведческого анализа; 2) совершенствовать умение учащихся сжато излагать текст научно-популярного стиля.


I. Текстоведческий анализ (упр. 680 (1))

После внимательного чтения текста учащиеся определяют его тему («История создания метра») и главную мысль: «Созданием эталона метра люди обязаны самоотверженности французских учёных, с риском для жизни измерившие длину четверти меридиана, одной одиннадцатимиллионной долей которого по предложению французского учёного Лапласа и стал эталон длины». Затем ученики называют использованный в тексте тип речи (повествование -- в тексте рассказывается история создания метра: излагается последовательность событий, в результате которых был создан его эталон) и его стиль.

Поможем учащимся слабого класса в определении стиля текста и поведём их к высказываниям примерно следующего содержания: «Стиль текста -- научно-популярный: в доступной для всех интересующихся историей создания метра рассказывается об исследованиях, которые были проведены для создания эталона метра. В тексте названы точные даты событий, с этим связанных; указаны точные параметры созданного эталона, приводится точная информация об использовании в оптических измерениях современных мер длины. Стилевые черты – точность, объективность. Эти стилевые черты создаются за счёт использования в значении терминов названий национальных мер длины (туаз, ярд, сажень), терминов из области физики (вакуум, световая волна); употребления сочетаний существительных с числительными, обозначающими точные количества, даты, размеры (25 марта 1791 года, за 1/299 792 458 долю секунды); имён собственных, обозначающих точные географические объекты (Барселона, Дюнкерк). Этот текст может быть использован в научно-популярной литературе, в научно-популярных журналах».

После этого ученики выполняют задания 2 и 3 упражнения.

При необходимости напомним учащимся, что в дробных именах числительных для обозначения числителя дроби используется количественное имя числительное, а для обозначения знаменателя – порядковое, а при склонении составных порядковых числительных изменяется только последняя часть, значит при склонении числительного одна двести девяносто девять миллионов семьсот девяносто два четыреста пятьдесят восьмая будет изменяться только последний элемент – восемь. Поэтому заключительную часть последнего предложения текста нужно прочитать так: за одну двести девяносто девять миллионов семьсот девяносто два четыреста пятьдесят восьмую долю секунды.

Организуем сначала хоровое прочтение последнего предложения текста, а потом предложим потренироваться в произнесении словосочетания с порядковым числительным отдельным ученикам.


II. Подготовка и написание сжатого изложения (упр. 681)

Проведём с семиклассниками совместную работу по выделению наиболее важной информации. Результатом этой работы может быть следующий текст.

Французский учёный Лаплас был одним из авторов Метрической системы мер и председателем комиссии по её внедрению в практику.

Чтобы измерить длину меридиана с целью проверки своих астрономических исследований, Лаплас убедил комиссию, что эталоном длины нужно выбрать одну десятимиллионную долю четверти меридиана.

С риском для жизни члены снаряжённой экспедиции по измерению длины дуги меридиана между Дюнкерком и Барселоной провели ценные измерения, на основе которых был изготовлен эталон – платиновая линейка с расстоянием между концами в один метр. С эталона был снят ряд копий, переданных во все страны.

Сейчас единица длины определяется через скорость света в безвоздушном пространстве.

Предоставим возможность учащимся ещё раз произнести текст сжатого изложения, используя материал упражнения 680, и внесём необходимые коррективы. После этого в течение трёх минут ученики внимательно перечитывают исходный текст и, закрыв учебники, приступают к его сжатому изложению.