Предлог как часть речи - Предлог как служебная часть речи - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Предлог как часть речи - Предлог как служебная часть речи - Предлог

Цели урока: 1) расширить и углубить представление о предлоге как служебной части речи; 2) развивать умение учащихся опознавать в тексте предлог по его служебной роли; 3) закреплять представление об участии предлога в образовании падежных форм.


I. Предлог как служебная часть речи (текст на с. 77 – 78)

После уточнения формулировок (первое задание перед текстом) план может выглядеть примерно так.

1. Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении.

2. Использование предлога в составе членов предложения.

3. Предложные и беспредложные словосочетания.

Затем учащиеся выполняют задания после текста.

Работа с заданием 1 упражнения 649 поможет закрепить сведения, которые семиклассники усвоили на этапе I урока 104. Предоставим ученикам возможность самостоятельно выполнить первую часть задания 2, а затем сверить свою работу с перечнем опущенных предлогов: в, на, с; к, на, в; для; из, в, во.

Поможем ученикам слабого класса сформулировать главную мысль восстановленного текста: «Слово освещает живым светом человеческую душу, его сила велика, оно летит через века, передаваемое людьми из поколения в поколение».

Задание упражнения 650 распределим между группами учащихся (по рядам), а затем проведём совместную проверку и предложим ребятам записать наиболее интересные варианты текстов телеграмм в тетради.

Чтобы углубить представление об участии предлогов в установлении различных смысловых отношений между самостоятельными словами, а также о способности предлогов уточнять эти отношения (пространственные – по мосту, над мостом, под мостом; временные – через минуту, после обеда и т. п.), предложим учащимся следующий порядок работы с упражнением 652.

1. Записать в столбик глаголы движения, которые необходимо использовать при описании рисунка на с. 80 (идти, шагать, бежать, ехать, лететь, плыть, подниматься и т. п.).

2. Оставить место для предлога и записать существительные, которые обозначают место или направление движения, человека (субъекта) или предмет (объект), относительно которого определяется место движения (дорога, велосипедистка, товарищ, берег, мост, гора и т. п.).

3. Уточнить место движения с помощью приведённых предлогов и окончаний (окончания начальной формы зачёркиваются, и указывается окончание соответствующей падежной формы).

4. Сделайте вывод об участии предлогов в установлении и выражении различных смысловых отношений между словами.

Результатом проведённой работы будет вывод о том, что предлоги и окончания являются грамматическими средствами связи самостоятельных слов и участвуют в выражении различных смысловых отношений между этими словами.


II. Участие предлогов в образовании падежных форм (упр. 655, 657)

Предложим семиклассникам рассмотреть таблицу в упражнении 655 и выполнить следующие задания.

1. Объясните, что означает прочерк рядом с названием первого падежа.

2. Найдите в перечнях предлогов такие, которые используются для образования разных падежных форм. Составьте и запишите с этими предлогами словосочетания.

Рекомендуем учащимся при составлении предложений в соответствии с заданием упражнения 657 воспользоваться таблицей в упражнении 655. Проведём поэтапную работу с заданием: предоставим ребятам возможность в течение двух минут составить и записать предложение, в котором бы использовались предлоги, употребляемые с родительным падежом, затем проведём проверку и отметим наиболее интересные высказывания. На следующем этапе ученики самостоятельно используют в предложениях формы дательного и винительного падежей с предлогом, а после проверки – формы творительного и предложного.


Д. з.: 1) подробный пересказ текста на с. 77 – 78; 2) упр. 651; 3) по желанию – упр. 658.

Резерв – упр. 656.