Повторение и обобщение по теме «Наречие» - Культура речи. Правильное употребление наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Повторение и обобщение по теме «Наречие» - Культура речи. Правильное употребление наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) повторить сведения по теме «Наречие»; 2) отработать сформированные в ходе изучения темы «Наречие» умения.


I. Правописание наречий (объяснительный диктант)

Предложим учащимся на основе схемы на с. 24 кратко рассказать о правописании наречий и, в то время как два ученика работают у доски с индивидуальным заданием на карточках, проведём объяснительный диктант.

Задание. Запишите словосочетания, объясняя написание наречий.

Позвонишь послезавтра, сложить вчетверо, выглядит угрожающе, сгоряча не заметить, яйцо всмятку, на редкость интересная книга, изредка останавливаться, рассмотреть вблизи, еле-еле передвигаться, точь-в-точь наш котёнок, торчит из-под мышек, вернуться из-за границы, распахнуть настежь, говорить не по-русски, мало-помалу привыкли, вытереть насухо, повернуть налево, невтёрпёж дожидаться, упасть навзничь, не жаль времени, вернуться поодиночке, входить поочерёдно, выходить по очереди, молчать невмочь, ничуть не приятно это видеть.

После диктанта диктуют свои примеры одноклассникам учащиеся, работавшие у доски.

Карточка 1. Запишите словосочетания, объясняя выбор написания наречий.

Подглядывал (и_)подтишка, рассказывать (по)немецки, выйти заму_, (не)весело усмехнуться, ещ_ не видел, посмотрел (на)верх, взобрался (на)верх лестницы, где(то) живут, (не)откуда позвонить, сварить (в)крутую.

Карточка 2. Запишите словосочетания, объясняя выбор написания наречий.

Смотрит (и_)(под)лобья, (по)моему проекту, сделал (по)моему, разбился (в)дребезги, помчаться вскач_, наесться досыт_, хватать (на)лету, когда(нибудь) встретимся, выглядит свеж_, незачем возвращаться.


II. Различение наречий и слов других частей речи (задания учителя)

Задание 1. Запишите предложения, подчёркивая сходные по звучанию слова и сочетания слов как члены предложения и указывая их частеречную принадлежность. Объясните их написание.

1) Мы отдохнули, (за)тем снов_ принялись репетировать. (За)тем танцем, который исполняли старшеклассники, внимательно следил руководитель кружка. 2) Родители вернулись (во)время. (Не)которое время они стояли в дверях, удивлё_о глядя (на)чистоту в доме. Они (ни)как не ожидали, что (во)время их отсутствия дети займутся уборкой. Сыновья (с)начала шутливо отпирались, но потом выложили всё (на)чистоту. 3) Спортсмен говорил обоснова(н, нн), и даже строгое жюри было (не)сколько смуще(н, нн)о его аргументами. Председатель жюри смущё(н, нн)о посмотрел на участников показательных выступлений и заявил, что принятое решение будет письме(н, нн)о обоснова(н, нн)о.

Задание 2. Запишите предложения. Укажите, какой частью речи и каким членом предложения являются грамматические омонимы. Укажите их морфемный состав.

1) Болельщики радостно приветствовали любимую команду. – Вожатый радостно и гордо смотрел на своих подопечных. – Экзамен был успешно сдан, и на душе Маруси было радостно. 2) Вспоминать о досадной оплошности было мучительно. – Минуты до отправления поезда тянулись мучительно долго. – Воспоминание о броше(н,нн)ых (в)сердцах словах было мучительно.


III. Использование относительных наречий для связи частей сложноподчинённого предложения (повторение - текст на с. 54, упр. 600)

Примечание. Этап включается в ход урока в том случае, если семиклассники не сумели продемонстрировать на самостоятельной работе (см. этап I урока 97) достаточно высокий уровень овладения соответствующим умением.

Попросим учеников перечислить вопросительно-относительные наречия и рассказать об их синтаксических функциях, а затем оценить свои знания, перечитав текст на с. 54.

Предложим ребятам рассмотреть знакомую схему в упражнении 600 и составить и записать предложения, построенные по схеме: [ ], (относительное наречие ...).


IV. Творческий диктант с грамматическим заданием

Упражнение.

1. Спишите текст, заменяя слова в скобках образованными от них наречиями и словами состояния. Выделите словообразующие морфемы.

(Конец) стало (полный, понятный), когда можно ожидать потепления. Солнце уже третий день стояло (высокий) в небе, воздух (постепенный) прогревался, и (всюду) повеяло запахом весны. (Откуда) потянуло особенной свежестью. Только слой снега был (прежний) плотным – не (раз) зима оставляет свои права.

2. Проведите синтаксический разбор первого предложения восстановленного текста.


Д. з.: 1) проверить классную работу; 2) повторить сведения по теме «Наречие»; 3) упр. 641.